Начинать П.О. пришлось, конечно же, не на пустом месте, но с материально-технической точки зрения у новоиспеченного главного конструктора положение было аховое. Собственной территории и собственной производственной базы у ОКБ-1 не было в принципе, все конструктора размещались в нескольких выделенных помещениях в ангаре ЦАГИ на ул. Радио (там находилось т.н. "БНТИ" - бюро новой техники и информации). Положение с производственной базой удалось решить только ближе к концу года, когда под новое ОКБ выделили территорию бывшего завода № 51 в одном из углов Ходынского поля.
У этой производственной площадки тоже была собственная интересная история. Первоначально, еще в 30-х, тут размещался отдел № 8 - т.н. ОЭЛИД ЦАГИ, т.е. это была вотчина Туполева. Для выполнения доводочных работ и проведения летных испытаний был выстроен ангар, в котором, кстати, размещался в свое время "Максим Горький". Позднее эта территория отошла к заводу № 1, а в 1940 году ее выделили "бездомному" Поликарпову, тогда она получила статус ОКБ-51. После Поликарпова, с 1944 года главным конструктором был назначен В.Н. Челомей, и вплоть до 1952-го именно здесь, под его началом клепались все советские клоны "ФАУ-1". Однако в начале 1952-го добрый дядя А.И. Микоян под предлогом расширения работ по ракетной тематике, решил прибрать к рукам, то, что плохо лежало, в результате, В.Н. Челомея "освободили" от занимаемой должности, а завод № 51 расформировали и передали под начало руководителя ОКБ-155, в статусе филиала вышеозначенного КБ. После принятия решения о передаче территории П.О. Сухому А.И. Микоян вывез отсюда все, что смог...
Переезд П.О. Сухого с ул. Радио на Ходынское поле завершился в январе 1954-го, после чего ОКБ вновь приобрело прежний номер, и стало т.о. официально именоваться "Государственный опытный союзный завод № 51 МАП". Так состоялось второе рождение ОКБ П.О. Сухого. К этому времени удалось определиться и с тематикой работ: после непродолжительного периода "инвентаризации", 8 августа 1953-го по инициативе П.О. Сухого, вышло ПСМ, согласно которому ему вменялось в обязанность построить и передать на испытания целую кучу самолетов-истребителей в вариантах со стреловидным и с треугольным крыльями. Самым первым в этом плане фигурировал ФИ со стреловидным крылом со сроком передачи на ГИ уже в марте 1955-го.
Заранее обговорю детали, связанные с обозначением проекта. Не знаю точно, и не могу утверждать по каким именно соображениям, этому самолету был присвоен индекс "С". Наибольшее хождение имеет версия о "стреловидных" ("С") и "треугольных" ("Т") крыльях, однако наряду с этим имеется соображение, что П.О. просто продолжил старую систему обозначений, имевшую хождение еще в ОКБ-134 до его разгона. Напомню, что крайними из строившихся и испытывавшихся там машин были: Су-15 ("П") и Су-17 ("Р"). Так что по правилам русского языка вполне логично было обозначить новые машины "С" и "Т" соответственно. Как хотите, так и думайте...
Проектирование по теме "С" велось "на ходу", эскизный проект нарисовали в ноябре 1953-го, еще на старом месте, на ул. Радио, а защиту проекта и рабочее проектирование начали уже на новом. В феврале 1954-го состоялась макетная комиссия, к этому времени рабочее проектирование было уже в полном разгаре, а на производстве началось изготовление оснастки и закладных деталей. Завершился рабочий проект в мае 1954-го. В производстве изготавливали сразу два экземпляра самолета - прочностной (статический - С-0) и летный С-1. Статический вытащили из стапелей и передали для проведения статисипытаний в сентябре 1954-го.
Некоторые подробности этого периода работ хорошо описаны в мемуарной литературе, могу порекомендовать, например:
Е. Адлер, "Земля и небо", М., Русавиа, 2004 г., стр. 169-184 (там не только про период работ у Сухого, но и про Кондратьева),
Л. Анцелиович, "Неизвестный Сухой", М., Яуза", "ЭКСМО", 2008 г., стр. 179-233 (этого с большим оговорками в силу его графоманства, самолюбования и очевидной вторичности многих из его материалов).
В качестве иллюстраций привожу фото макета С-1, представленное комиссии ВВС в феврале 1954-го.
Это сообщение редактировалось 27.05.2010 в 16:46