au> Вообще-то после 12 часов вахты (где угодно) уже неважно какое там и где оборудование — человек либо неработоспособен (даже если на ногах и не спит), либо делает ужасные ошибки, которые в трезвом состоянии не сделал бы. А 24 часа — это всё равно что пьяный в хлам, только с ног ещё не валится. Так что строго говоря это уже грань оффтопа — не оборудование (пред)определяет (плачевный) исход в таких ситуациях, а люди.
Метод "командирской вахты" (ныне официально запрещенный, но, все равно, постоянно практикуемый) предусматривает нахождение командира на ГКП, как минимум 12 часов в сутки. Правда, при этом он не является там единственным судоводителем. А вот повсеместно практикуемое сокращение числа вахтенных помощников на судах приводит к возложению на капитана обязанностей этого недостающего помощника. Из того, что эта практика повсеместна, не следует, что это нормально и правильно. В итоге, в океане, на мостике может просто никого не быть в течение довольно продолжительного срока, а в прибрежных водах там оказывается один судоводитель. часто принимающий не вполне адекватные решения. При длительном плавании в узкости, в районах оживленного судоходства, да еще и в ночное время это все чаще приводит к потере контроля над судном (мягко говоря). Что приводимые выше примеры и подтверждают. Но виноваты в этом не столько те, кто стоит на мостике, столько те, кто решил, таким образом, повысить экономическую эффективность. Эти-то люди и определяют печальный исход. А ГПС тут как бы и не при чем. Если не считать того, что расширение "поля деятельности" автоматики используется как оправдание этого стремления к экономиии (ИМХО - преступного стремления)
"Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить..." Александр Грин