Для оживления темы.
Еще год назад с БФ поступили следующие указания:
1. При плавании вблизи берегов и навигационных опасностей НАП «Бриз» и ЭКНИС использо-вать для справочно-информационных целей, основными способами определения места в целях обес-печения навигационной безопасности плавания считать по наблюдаемым ориентирам (визуально, РЛС, с использованием лазерного дальномера).
2. Готовить личный состав для решения навигационных задач кораблевождения без использования СНС.
3. Командирам кораблей, капитанам судов при решении задач вдали от берегов и навигационных опасностей, за пределами полигонов БП флота проверять счисление и утверждать счислимое место корабля за период от предыдущего личного определения места или контроля счисления. При этом практиковать личные определения места по светилам, рельефу дна.
Запись об определении места (утверждении счислимого места) производить лично за своей под-писью красным цветом в навигационном (судовом) журнале. Исключить бездумное переписывание в навигационный (судовой) журнал координат места по данным СНС и приемоиндикаторов РНС. Ко-ординаты места по СНС и РНС использовать только для контроля величины невязки, полученной штурманом при очередном определении места.
Только что они были повторены от имен главного штурмана ВМФ. Оставим в стороне, пока, реалистичность их выполнения. Но сочетание этих указаний с сокращением маяков означает, что правая рука не ведает, что делает левая. Впрочем для нашей страны это состояние привычное. Кажется, что руки принадлежат разным телам и управляются разными головами (или в одной голове шизофрения).
Кроме указаний есть еще предварительная часть, где даются ссылки на несколько навигационных аварий. Но так как описаний этих аварий не приводится, то абсолютно непонятно чем же тут провинились штурмана вообще и ЖПС в частности... Кроме гибели "Глубомера" (кстати, ее все еще называют аварией, хотя это типичное кораблекрушение - постеснялись бы чтоли, тех кто читать умеет), обстоятельства которой известны из других документов. Да, эту аварию можно назвать "ЖПС-вской", в том же смысле в каком гибель "Адмирала Нахимова" была "САРП-овской", а "Анреа Дориа" - "Радиолокационной". При этом, конечно ни ЖПС, ни САРП, ни РЛС ни в чем не виноваты. Они были исправны и работали в пределах своих характеристик. Но общим является 1) неспособность судоводителей правильно анализировать информацию от этих систем (а в случае с "Глубомером" просто непонятный отказ от такого анализа - чего там анализировать-то?) и 2) "отказ" от контроля технической информации классическими способами (визуально), или пренебрежение предосторожностями (вроде уменьшения хода в тумане) от которых технические средства якобы избавляют.
"Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить..." Александр Грин