Старый>> "Воспроизведение" и "производство по лицензии" - не одно и то же. Аэроджет какраз везде говорит что имеет документацию достаточную для самостоятельного воспроизведения. Причём конкретизируют что чертежи. Об описании технологических процессов и речи нет. Д.В.> А они что, обязаны докладывать какие маршруты и операционные карты им передали. Если они заявляют, что располагают документацией, необходимой для производства новых двигателей, значит, у них есть и чертежи и технологическая документация, без которой чертежи - всеголишь "веслые картинки"
Слишком сильно сказано. Я тут сам недавно, в полемике сказал излишне категорично: "Вроде уже сто раз разжевали, что воспроизведение чужого сложного изделия, задача нетривиальная, а иногда и более сложная, чем создание своего аналога." Разумеется - не более сложная. Чертежи - рабочие чертежи - это вам совсем не "веселые катинки", а документация, содержащая исчерпывающую информацию для производства изделия! Передача чертежей - уже "слишком много". Для воспроизведения изделия зачастую бывает достаточно единичного образца. Помните Ту-4 - скопирован по единичному образцу чужой техники. Тут некоторые полагают, что и Ту-144 и "буран" "содраны", соответственно, с Валькирии-Конкорда и с Шаттла на том основании, что "похожи". Это, конечно, полная чушь :), однако вызывает интерес сугубо различный подход к требованиям к "нашим" и к "ним". "Нам" достаточно для обвинения в воспроизведения похожести, а "им" и полного комплекта КД и ТД мало, нужны работяги, рассказывающие о том как "держать ворота при обточке детали". Так вот - Аэроджету Кузнецов дал слишком много - не только партию в несколько десятков изделий изделий, не только полный комплект КД, но и!!! - технологический комплект.
Старый> Об описании технологических процессов и речи нет.
Опаньки69: А зачем американцам описание технологических процессов полувековой давности?
Действительно, зачем? У них , что нет своих технологов? Описание техпроцессов полувековой давности для них, получается, нужно в виде подсказки? Ну не для завертывания же селедки они закупили ТД?
Д.В.> Так и ежу понятно, что производство в США будет развернуто только в случае экономической целесообразности. Либо в случае очень сильного "политического заказа".
"После этого наш партнер, американская фирма "Аэроджет", которая приобрела у нас лицензию на производство этих двигателей в США, заключила контракт с фирмой "Кистлер" об использовании НК-33 и НК-43 на своей ракете."
"Реализован контракт с американской фирмой "Аэроджет" на поставку и лицензионное производство двигателей в США.
Такие высказывания, вроде бы, не должны оставлять сомнения в том, что Аэроджет приобрел таки права на производство НК-33. Я, разумеется, не собираюсь обсуждать юридические тонкости сделки, типа того, на что намекает старый юрист, что американцы ловко накололи кузнецовцев, приобретя права на производство, не заплатив за это. Я - инженер, а не юрист и не придерживаюсь взглядов типа: "ПУСТЬ РУХНЕТ МИР, НО ТОРЖЕСТВУЕТ ЮСТИЦИЯ!"
Конечно, 1 млн. долл. за движок выглядит, как грабеж с одной стороны и как лоховство - с другой. Однако не будем забывать, что в 1995-м средняя зарплата в Самаре не превышала 100 долл. и каждый млн. долл был месячной ( а может и 2-х месячной) зарплатой КБ и завода. Государство тогда полностью кинуло индустрию на произвол судьбы. Вероятно, руководство завода пыталось всеми силами сохранить коллектив и завод, даже ценой таких сделок. Всему свое время и место и всему своя цена в это время и место. Как в том анекдоте про мешок золота за арбуз.
Foxpro:
Карев , прошло 3(три) года. Если все по вашему, то производство уже должно было быть развернуто.Где оно развернуто?
Как и три года назад , есть только слова, причем слова прямо заинтересованных лиц.
Вообще-то, не три, а 15. Любопытно? Двигатели собираются ставить, дорабатывают, документацию поимели полностью и с избытком, консультантов приглашали, а воз и ныне там. Все еще надеются на возобновление производства в Самаре (напрасно
), "дорого".
Дмитрий В.: "Это всего лишь твое предположение Если Аэроджет заявляет, что имеет всю документацию, необходимую для воспроизведения НК-33 в США, нет оснований им не верить. Другой вопрос - является ли эта документация достаточной, ведь американцы все равно не смогут воспроизвести этот двигатель "один-в-один": другие материалы, другое оборудование etc. Полагаю, именно поэтому они ине спешат с развертыванием производства: требуются большие единовременные вложения в адаптацию конструкции НК-33 к американским технологиям."
Да, все эти трудности имеют место быть. Однако, напоминаю про тот же Ту-4 и массу других случаев, когда нам приходилось воспроизводить чужую технику. Мне и самому приходилось заниматься такой работой. Работа сложная, интересная, но не запредельно сложная.
Можно сказать, что кузнецовцы передали КД и ТД от отчаянья, а американцы об этом и не просили. Но это - не так. Рядовые участники работы уверены, что американцы покупали НК-33 для воспроизводства. Когда отдают от безвыходности - просто сваливают все в кучу и отдают охапкой - Разбирайтесь! Как в 1990-м мы купили в, доживавшей последние дни ГДР, чертежи на шоколадную линию. Ничего подобного в СНТК не было. Была организованная работа по подготовке и передаче комплектной документации.