Bull> Немного не понял, если Вы один имели допуск, как вы в море выходили?
Если Вы не в курсе военных "особенностей" мореплавания, поясняю - Командир имеет допуск к СУК (самоуправлению кораблем - это все, от КВБД, до применения оружия и норм снабжения) и обязан находиться на мостике (ГКП) - "командирская вахта", причем это записывается в Вахтенный журнал. Вахтенный офицер - это вахтенный офицер, а вахтенный штурман - это вахтенный штурман, они решают свои вопросы обеспечения безопасности плавания и применения оружия или распорядка дня.
Bull> Человек должен иметь нормальный отдых.
Должен, но не всегда имеет на то возможность
Bull> Чтобы старпом не имел допуска, он что первый раз море? Или сразу после училища в старпомы.
Нет, чтобы получить Допуск к СУК требуется пройти "экзамен" в штабе флота у начальников Управлений (самый последний, но самый важный - Главный штурман флота) и контрольный опрос у Заместителя Командующего флотом - председателя Комиссии. Экзамен сдается командирами кораблей, старшими помощниками или кандидатами на эту должность ЕЖЕГОДНО или при назначении на новый проект корабля. Нервотрепка та еще, достойна отдельного описания. Ваш покорный слуга имел допуск к трем проектам кораблей, и на момент выхода на испытания был единственным в бригаде офицером допущенным к СУК своего проекта (даже комдив не "пересдал"...
Bull> У нас даже во время длительной лоцманской проводки не обязательно присутствие капитана на мостике.
Такова "сэляви" - у нас при лоцманской проводке командир обязан быть рядом...
Bull> Человек (капитан) должен быть свеж и бодр, чтобы появиться в ответственный и нужный момент.
Хватало выспаться в штурманской рубке на диванчике - заодно и штурманов дисциплинировало присутсвие командира, каждые 15 минут открывавшего левый глаз в момент прохождения доклада от вахтенного рулевого, сигнальщика и радиометриста...
Bull> ПС, от себя, а кто вам мешал в море-окияне нормально отдохнуть, что свои сдадут? Или проверяющий был?
Испытания нового комплекса и постоянные штормовые условия. Свои бы не сдали никогда - не тот был экипаж, а вот ответственность за корабль - не позволяла. Закончилось все достаточно печально, после боевой был списан с плавсостава в чистую...