PPV>> Встречный вопрос - а является ли серийным, к примеру, Су-27? Если скажете, что вопрос некорректный, мол это было при совке, уточню: а Су-30МКИ? Варианты ответов:
PPV>> На Су-30МКИ не распространяется действие "Положения о создании АТ ВН".
PPV>> КД на Су-30МКИ не получила литеру "О1"
PPV>> На Су-30МКИ не распространяется понятие серийности.
Dio69> Я не интересовался, но подозреваю, что на Су-27 литера О1 была. Ибо в таком количестве его бы никто делать без этого не стал.
Dio69> При этом, по утверждению комсомольчан (лекция ГИ на заводе 1987 год):
Dio69> - до 7-й серии утиль.
Dio69> - с 7-по 12-ю серию - металлолом
Dio69> - с 12й по 19ю серию - полуметаллолом, желательно порезать.
Dio69> - с 21й - нормальные машины.
Уже не первый раз читаю нечто подобное, но теперь, наконец, понятно, откуда растут ноги у этой байки про «утиль» и «металлолом» применительно к Су-27. Мне только интересно, неужели это сам главный инженер, или кто-то из его подчиненных именно в таких терминах рассказывал о своей собственной продукции?
Поскольку к 1987 году в Комсомольске на выходе была как раз та самая 21-я серия «10-к», значит ли это, что завод целых 5 лет, с 1982 по 1987 год работал на металлолом? Давайте попробуем разобраться – о чем на самом деле идет речь?
1. «До 7-й серии» это 23 машины выпуска 1978-83 г.г. Отметим попутно, что 10 из них, до № 04-02 включительно, это самолеты в первоначальном варианте компоновки, с оживальным крылом, про которые изначально было понятно, что по окончании испытаний никуда далее «забора» они не пойдут (на деле часть из них использовали в качестве учебных пособий – рассовали по училищам и академиям). Оставшиеся 13 – это машины т.н. «установочной партии», которые изначально были предназначены для проведения испытаний. Причем, если быть точным, сюда следует добавить еще 4 машины 7-й серии - по 07-04 включительно. Итак, имеем 17 машин: 5 из них использовали для статических и повторно-статических испытаний, остальные 12 (Т10-12…Т10-27, исключая –14,-16,-19) – для летных испытаний по программе ГСИ Су-27 и последующих программ СЛИ – вплоть до 1989 года. Так что здесь никакого криминала не наблюдается, так?
2. «С 7-по 12-ю серию». Это самолеты выпуска 1984-85 г.г. Часть этих машин по результатам статических и летных испытаний были выпущены с завода в т.н. «доработочном» варианте, с дополнительными усиливающими накладками на крыле и фюзеляже. За исключением 4 самолетов, которые были переданы МАП для продолжения программы испытаний, остальные, начиная с 1985 года, пошли в строй, и были переданы: в ГНИКИ, 4 и 148-й ЦБП, 60, 941 и 831 иап. Конечно, по результатам выполненного объема испытаний, эти машины еще имели определенные ограничения, как по режимам полета, так и применения, в частности, они еще не могли работать по земле (СУВ с БЗПП-2). Однако, позднее, в ходе плановых доработок по бюллетеням часть из них были соответствующим образом доработаны и доведены до стандарта БЗПП-3. Кстати, самый первый самолет из этой «партии», № 07-05 (борт 23), в период 2000-2002-го прошел капремонт на КнААПО и в дальнейшем продолжал эксплуатироваться в 60 иап, как минимум, вплоть до 2006-го, и он был не один такой…
3. «С12й по 19ю серию». Ну, если раньше было «по 12ю серию», то правильнее, наверное, говорить «с13й по 19ю», это машины 1985-87 г.г. выпуска, обозначенные вами как «полуметаллолом». На них, в ходе серии по документации КБ постепенно продолжались доработки как по каркасу, так и по составу систем. В частности, были усилены панели ЗУ в/з, усилена конструкция панелей ОЧК, изменена конструкция законцовки среднего отсека. В составе БРЭО внедрен новый вариант ПНК и последовательно, в несколько этапов, внедрялись новые версии БЗПП-3; в результате, с 19-й серии была в полном объеме обеспечена возможность фронтового применения. В целом, за исключением 4 самолетов, переданных МАП, все остальные пошли в ВВС и ПВО - на доукомплектование 4 и 148 ЦБП, 60, 941, 831 иап и на укомплектование 562 и 216 иап, 100 киап. Часть из этих машин уже в «новейшие» времена была использована для доработок в вариант Су-27СМ, и до сих пор летают в составе 4 ЦБП в Липецке.
К сожалению, вынужден констатировать, что ваши пожелания («желательно порезать») – сбылись, и ныне большинство машин этих первых серий выпуска уже практически выведены из эксплуатации. Вместо того, чтобы выделить деньги на ремонт и модернизацию, проще оказалось просто списать их по ресурсу. Ну, это понятно, государство у нас богатое, можем себе позволить…
Dio69> Знаю точно, что самолёта Су-30 нет. А Су-30К есть.
Dio69> Т.е. "Заключения" на внутренний вариант никогда и не было. Он не принимался на вооружение и пять машин, которые есть в ЦБП используются как газики на хоздворе.
Ну, это простительно, вы просто не в курсе ситуации. Была целая куча документов по этому поводу, начиная от совместных решений ВВС-ПВО-МАП, Решений ВПК «о порядке создания…», и кучи промежуточных актов по испытаниям, кончая итоговым актом по СЛИ машины, датированным декабрем 1991-го, с рекомендациями о внедрении в серию. Реально было доработано 2 опытных самолета, получивших обозначение 10ПУ-5 и 10ПУ-6, испытания вели с 1988 по 1991 г.г. При этом по документам машину все время называли по-разному, и Су-27УБП (10УБП), и Су-27ПУ (10ПУ), а впоследствии и «Су-30». Последний вариант появился, как я понимаю, по инициативе МПС, и никто особо не сопротивлялся. Было соответствующее постановление правительства и приказ МАП, датированный 13.02.1991 о запуске машины в серию, согласно которому, Су-30 должен был сменить Су-27УБ в серии, сперва в 1991-м, а потом срок перенесли на 1992-й. Т.е. все было готово, не хватало только самой малости – постановления о принятии на вооружение. Но до этого просто «руки не дошли», потому, что в 1991-92 г.г. всем было уже не до этого – совсем другим была занята «голова». А приказ был таки выполнен, в Иркутске заложили серию сразу на 10 машин, первый серийный самолет № 01-01 подняли в Иркутске 14.04.1992. Вот только у родного государства уже не было денег, чтобы расплатиться за них. В итоге, выкупали долго и нудно, денег набрали только на 5 штук, которые к 1996-му собрали в Саваслейке, а после 1998-го, их перебросили в Липецк. О том, что они никому не нужны – расскажите кому-нибудь другому, например, летчикам, которые летали на них в ГНИКИ/ГЛИЦ и в Саваслейке…
Dio69> На МКИ надо просто поинтересоваться.
Dio69> Хотя ведь несколько машин наши сейчас берут себе, поэтому все испытания сейчас начнут по новой.
Я ведь недаром задавал вопрос про присвоение литеры «О1» для Су-30МКИ. Этот самолет испытывали долго и нудно, в несколько этапов, полностью работы были завершены лишь год назад. В итоге: только сейчас решается вопрос о присвоении литеры. Ну и что это значит? Что все те машины, которые уже были выпущены и поставлены инозаказчику, до сих пор являются несерийными? Поясните свое видение ситуации.
Может быть, имеет смысл согласиться с утверждением о том, что понятие «серийности», определяемое вышеупомянутым «Положением», мягко говоря, не совсем корректно, и правильнее было бы говорить о присвоении самолету, успешно прошедшему ГИ, именно «Литеры», как знака качества, характеризующего его соответствие принятому стандарту, и совсем не упоминать в связи с этим серии? Понятно, что это только пожелание…
А по поводу испытаний, которые нужно начинать «по новой» – это кому упрек? Необходимость и объем работ по этой части определяет не ОКБ, а заказчик, а там (в аппарате ГК ВВС, в ГЛИЦ, и т.п.) тоже люди сидят, и тоже кушать хочут, нет?