Такие вот интересные наблюдения:
1) Стоит несколько десятков 787х, уже раскрашеных и готовых к отгрузке заказчикам. Ждут завершения сертификации - ее практически всю пришлось переделывать из-за последовательно возникающих проблем. В том числе с расслоением углепластика в центроплане. Собираются отгрузить первые в сентябре, вроде бы.
С темпом производства - проблемы. Основной источник проблем - качество деталей и целых сборок, которые производят частями в половине стран мира. Квалификации, как оказалось, во многих из выигравших тендер компаний, не оказалось. Срываются и графики поставок, и качество, требуется большой объем доводки на сборочном производств. Боинг расширил штат только рабочих высокой квалификации на заводе в Эверетте на 1500 человек.
Воинг собирается купить Alenia Aeronautic - итальянскую компанию, производящую крупные углепластиковые части фюзеляжа, вроде бы. Последние полтора года боинговские инженеры работали там вахтово целыми бригадами, пытаясь решить миллион возникающих проблем с организацией, технологией и качеством, и теперь махнули рукой - купят и или перенесут производство в Штаты, или на месте полностью поменяют итальянский менеджмент.
787 вылез из запланированного изначально веса более чем на тонну (или даже почти на две - не запомнил цифру), но при этом тесты показали, что превосходит практически все запланированные параметры - дальность (аэродинамика получилась лучше, чем предполагали по рассчетам), предельные режимы... Но особенно интересно по прочности крыла: как мне объяснили, один самолет изначально предназначен на слом - его испытывают всем что можно и нельзя, на усталость, разные виды нагрузок, а потом засовывают в специальный механизм и смотрят, когда на самом деле, скажем, крыло сломается. Типа, при какой нагрузке...
Так вот, крыло 787го не удалось сломать, засунув в пресс для 747го. На котором крылья 747го вполне ломатся... То есть, его МНОГОКРАТНО гнули до предельного усилия пресса, а после этого не обнаружили никаких остаточных эффектов в материале.
Вообще народ на заводе очевидно горд новыми моделями - энтузиазм чувствуется в разговорах, все уверены, что работы (весьма высокооплачиваемой, кстати - сборщик высокой квалификации больше ста тысяч в год делает плюс бенефиты, инженер - гораздо больше)им теперь до конца жизни хватит.
Успешнее чем 787 технически, но далеко не настолько успешно коммерчески идет новый 747 - 800 серии. Интересен он тем, что на него перенесено очень много технологий и разработок 787го: для начала это пластиковое крыло с неограниченной прочностью и ресурсом и странной круткой на конце вместо винглетов. Много всякой электросистемы. Кабина, многое в пассажирских салонах...
747-800 тоже уже стоят готовые, но еще не раскрашеные. Они, кстати, уже прошли сертификацию типа - включая и те элементы технологии 787, которые на нем еще не сертифицированы. Работу над 747-800 начали раньше, и потому избежали многих ошибок, приведших к катастрофическим задержкам на 787. Вес там, кстати, оказался даже меньше, чем планировался, а взлетно - посадочные параметры - тоже лучше (как я понимаю, результат того же суперудачного крыла), все это открывает перспективу увеличить дальность до уровня A380, а стоимость перевозки килограмма груза на "стандартные" расстояния сделать не на семь, как обещалось, а аж на 10 процентов ниже, чем у конкурента.
Позднее напишу про посещение Boeing Field? где они разные АВАКСы делают.