sam7> На катере с подвесным мотором и на корабле крен вызван разными по природе силами.
Это верно, но есть не очень равноценное уточнение насчет мотора. Дело в том, что все катера на глиссировании кренятся внутрь циркуляции, независимо от наличия или отсутствия подвесного мотора. Это намек, так сказать, на более детальные воспоминания теории.
sam7> Корабль кренится за счет приложенной к ЦТ (который выше, чем центр величины) центробежной силе. Поэтому крен наружу.
Не только. На корабль в циркуляции действует много разных сил, которые меняются в процессе самой циркуляции. Например, в момент начала циркуляции, когда руль еще перекладывается, корабль кренится в сторону будущей циркуляции, совпадающей с направлением поворота руля. Крен этот очень быстротечный и как правило в разы меньше крена на установившейся циркуляции.
sam7> У катера с подвесным мотором крен от упора винта. Колонка - рычаг с приложением силы в центре винта. Поэтому крен внутрь.
Переложенный подвесной мотор конечно создает кренящий момент за счет низкорасположенной боковой составляющей, однако это не единственная причина. Собственно поэтому катер, снизив скорость стал крениться как корабль наружу, ибо он поменял режим движения (перешел в водоизмещающий режим), отчего поменялась система действующих на него сил и он стал во всем подобен большому водоизмещающему кораблю.
К сожалению, всех подробностей на память не помню, но следствие о направлении крена при циркуляции водоизмещающих и глиссирующих судов знаю хорошо. В самом общем виде там все дело в точке приложения силы, действующей на корпус с учетом дрейфа, который возникает из-за боковой силы на переложенном руле (или винте подвесника) и разворачивающего момента от него. Сила на руле, кстати тоже в этом деле участвует, но она все таки меньше сил на корпусе, из-за разницы в размерах...