Вот пара слов об охлаждении в Т-26.
«В системе охлаждения двигателя имелся вентилятор, закрепленный над ним в специальном кожухе, проку от которого летом было мало.»
А вот о Геркулесе в танках.
«ВАММ им. И.В.Сталина начала разработку «Танка малой мощности» (ТММ) в двух вариантах — ТММ-1 и ТММ-2. По сравнению с английской машиной у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки 6-цилиндрового американского двигателя жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. вместо 4-цилиндрового английского «Армстронг-Сиддлей». В ходе испытаний танков ТММ-1 и ТММ-2 в первой половине 1932 года они не продемонстрировали никаких преимуществ перед Виккерс Е. Двигатель «Геркулес» из-за неудачного режима работы сильно перегревался, а маневренность танка заметно ухудшилась. В сентябре 1932 года все работы по этим машинам были прекращены.»
А вот о Геркулесах на грузовиках и автобусах.
С 1929 г. началось производство 5-тонного грузовика Я-5 с американским 6-цилиндровым 7-литровым мотором "Геркулес YXC" (Hercules) мощностью 93 л.с. Он весил 4750 кг и развивал скорость 50 км/ч.
С использованием узлов модели Я-5 в конце 1931 г. завод освоил производство первого советского серийного 3-осного 8-тонного автомобиля ЯГ-10 (6x4) с 93-сильным мотором "Геркулес", дополнительной 2-ступенчатой коробкой (демультипликатором) в трансмиссии и подвеской обоих задних мостов на двух парах продольных рессор. В 1932-34 гг. он стал базой первых советских 3-осных автобусов ЯА-1 и ЯА-2 на 80-100 пассажиров.
Серийное производство «Я-5» началось с 1929 года. Машина расходовала 43 - 44 л бен-зина «на 100 км пути, под стать ее аппетиту была и емкость бензинового бака - 177 л. «Очень выносливый, надежный грузовик», - говорили о машине шоферы.
В 1931 году был прекращен импорт американских двигателей Hercules, устанавливавшихся на Я-5, а все оставшиеся моторы были зарезервированы военными под выпуск трехосного ЯГ-10, предназначенного в первую очередь для пополнения парка Красной Армии. В 30-е же годы Ярославский автозавод стал пионером производства в СССР трехосных грузовиков: модель «ЯГ-10», которые могли перевозить 10 т груза. Из конструктивных особенностей этой машины отметим демультипликатор в трансмиссии.
Однако с самого начала производства ЯГ-10 его главной проблемой стал двигатель, а вернее, его отсутствие. Собственного производства двигателей ЯГАЗ в то время не имел. Если в 1929-1931 годах Я-5 и Я-6 оснащались импортными 93,5-сильными моторами Hercules-YXC, то в 1932 году их поставки прекратились. Видимо, те, кто принимал это решение, руководствовались благими намерениями: лучше стимулировать развитие их отечественного производства, чем закупать моторы за валюту.
Была ли реальная возможность для этого? Безусловно. После реконструкции Ярославского завода на нем планировалось выпускать не менее 100 ЯГ-10 в год. Воплощение этого замысла требовало завершить модернизацию завода и, главное, построить цех для выпуска автомобильных двигателей. Но, увы, для автопрома вообще и для ЯГАЗа в частности какой-либо двигатель мощнее 73 л.с. (от ЗИС-5) до войны так и не был освоен. Хотя и армия, и промышленность остро нуждались в мощном грузовике, все силы двигателестроения были сосредоточены на танках и авиации.
При желании можно было даже просто скопировать тот же Геркулес или Континенталь (как это сделали на ГАЗе с мотором Додж-Д5, известным у нас затем как ГАЗ-11), но даже до этого руки не дошли. И если двухосные ЯГ-4 и ЯГ-6 еще как-то работали на маломощных (для них) двигателях АМО-3 и ЗИС-5, то для ЯГ-10 такой вариант был совсем неприемлем. Отсутствие силового агрегата стало главной причиной весьма ограниченного количества выпущенных ЯГ-10. Хотя военное ведомство и забронировало сразу же все оставшиеся в распоряжении завода Геркулесы именно для ЯГ-10, уже в 1934-1935 годах их запас иссяк.
Откуда же брались двигатели для последующих машин? Когда нужда в ЯГ-10 в той или иной отрасли становилась чрезвычайной, закупки двигателей производились вновь, и эпизодическое мелкосерийное производство продолжалось. Причем закупки не были централизованными, а совершались по принципу "кто как сможет". Так, весьма солидная организация "Азнефть" по обственным заказам ввозила американские двигатели специально для их установки на ярославские "трехоски".
Подавляющее большинство серийных ЯГ-10 было направлено в части Красной Армии. В основном на их шасси монтировались артустановки с зенитными орудиями калибра 70 мм образца 1931 года. Эти машины, причем выпуска как начала, так и конца 1930 годов, можно видеть в кадрах хроники военных парадов тех лет на Красной площади. Использовались они и на фронтах Великой Отечественной, в частности применялись при обороне Москвы в 1941 году, а иные даже были захвачены противником. Кроме них, в армии имелись фургоны на базе ЯГ-10 с радио и другим спецоборудованием.
В эксплуатации больше других ЯГ-10 сохранялись армейские зенитные установки, но после войны они были сняты с вооружения и постепенно канули в Лету. Также после войны сохранился один из пожарных ЯГ-10, но и он со временем закончил службу и исчез. Дольше всех экземпляров, вероятнее всего, просуществовал образец, имевшийся в НАТИ (НАМИ), который в 1950-е годы тоже был уничтожен. Так что от первых отечественных "трехосок", к сожалению, ничего не осталось. Их воскрешают теперь лишь документы и воспоминания.
... в середине 1933 года вслед за двумя автомобилями Я-7 и Я-7Д Ярославский автозавод сделал сложную машину Я-12Д. Из всего семейства ЯХ-НАТИ именно на него были брошены главные силы завода. Полуприцеп для Я-12Д взяли американский Lapeer – Houlmore. Тягач был оснащен демультипликатором (дополнительной коробкой передач), разработанным в самом НАТИ, а также новеньким мотором Hercules YXC-3...
Кто-нибудь может подсоветовать хорошую книжечку по автомобильной технике в СССР 30-х годов?