au>> Совесть есть вообще?
AGRESSOR> У меня - нету.
Это печально.
AGRESSOR> ИМХО, alex_ii прав. Те же "Аполлоны", все экспедиции на орбитальные станции показали, что при сложных задачах, удельно на тот же объем/стоимость оборудвоания человек будет действовать лучше, эффективнее, хотя и дороже.
Ну вы даёте... Показали? Давайте сравним — покажите мне человеков, которые налетали годы в системах Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Марса, Венеры, Меркурия и кучки астероидов — там везде автоматы отметились и прислали данные, с астероида привезли образцы. А что человеки оттуда прислали? Ой, ах, не было там человеков, но они также эффективные, что если бы...
Хотите меряться достижениями — меряйтесь, поделив достижения на бюджет программы. Вот тогда будет видно кто умнее и полезнее на единицу затрат. И напомню в очередной раз, что автоматы — это руки, а мозги на Земле. И когда чинили "Галилео", его чинили люди на Земле, а не он сам себя чинил. И когда АМС что-то там находят и исследуют, это делают люди на Земле, а не сами АМС. Так что вы меряетесь между тыщами умных людей в лабах, и героями космоса. Угадайте кто окажется умнее и находчивее, кто будет действовать рациональнее в кризисных ситуациях, кто не устанет, потому что всегда подменят, кто не испугается, потому что он вне опасности, кто не будет хотеть домой, потому что он и так дома — на примерах, они уже тут даны.
au>> это вообще наглядная демонстрация разницы между автоматами и пассажирами: автомат может долго буксовать и выбраться, а пассажир там помрёт.
AGRESSOR> На самом деле пассажир в такой ситуации легко подложит что-то под колесо, использует рычаг/домкрат и т.п. Проходимость и мобильность человека несравнимо выше. Потенциал с учетом использования инструментов, смекалки - вообще недостижим для автоматики современности.
Что он подложит? Это луна, там нет "чего-то". Проходимость двуногого человека (~150кг) по грунту, где застрял восьмиколёсный вездеход с грунтозацепами (836кг), будет нулевой.
AGRESSOR> И с мозгами, которые помогут ему решить задачу, с которой не справится автомат. А надежность СЖО, скафандров и прочего - вещь приходящая. Когда-то и "мертвая петля" на самолете, и прыжок с парашютом были игрой со смертью.
Мозги имеют плюсы
и минусы. И неизвестно чего в них окажется больше для субжа. Было бы известно — не было бы Марс-500. Это чисто испытания мозгов, и весьма непоказательные при том.
Ваш оптимизм насчёт надёжности напрасен, а аналогии неуместны. Это глубочайшая проблема сегодня — гораздо глубже, чем была 40 лет назад.
au>> Хаябуса что-то привёз. Автоматы выполнили свои задачи, а не соревновались в тоннаже с аполлонами.
AGRESSOR> Конечно, потому что проиграли бы моментально. И никакой "Луноход", никакие "Сюрвейеры" не смогли бы провести работы сравнимые с уровнем работ ASLEP, к примеру.
Вы таки словами разбрасываетесь, что аж неудобно... Луноходы прошли десятки км по Луне — видели на порядки больше лунного пространства-времени, чем все астронавты вместе взятые. MERы на Марсе вместе накатали десяток лет с гаком — это они так "проиграли", ага.
Про проигрыши "Галилео" и "Кассини", и конечно же "Вояджеров", аж стыдно писать — такой проигрыш, такой стыд
Вы задумайтесь — автоматы уже были
везде, и всё что теперь известно о СС — это всё притащили автоматы, а умные дядьки на Земле спокойно всё анализировали годами. Кроме автоматов
ничего нет. Что привезли астронавты, то можно было бы превзойти автоматами при тех же затратах и усилиях, и сами же амы это показали на примере MERов.
Если бы надо было привезти тоннаж, привезли бы, но такой задачи не было. Была задача: "отправить человека на Луну и вернуть назад, у вас 10 лет". Всё остальное — как получилось, что получилось. Абсолютно разные вещи. Только вот пустячок: когда ломался автомат, его пытались чинить и обычно доводили до работоспособного состояния, как хорошо видно на примере "Галилео". Когда ломался пассажирский, тогда была трагедия, как видно на примере "Аполло-13". Вот такие проигрыши и выигрыши. Не путайте the business end (автоматы) и the shop window (пассажиры).
AGRESSOR> Будь АМС "Галилео" обитаемым, антенну бы ему открыли.
Это прекрасно... КАК?
Вы её видели в раскрытом состоянии?
AGRESSOR> Не знаю, что такое "гимбал", но подозреваю, что человеки на борту и его починили бы.
Да конечно — космической кувалдой
A gimbal is a pivoted support that allows the rotation of an object about a single axis. A set of three gimbals, one mounted on the other with orthogonal pivot axes, may be used to allow an object mounted on the innermost gimbal to remain independent of the rotation of its support (cf. vertical in the first animation). For example: on a ship, the gyroscopes, shipboard compasses, stoves, and even drink holders, typically use gimbals to keep them upright with respect to the horizon despite the ship's pitching and rolling.
// en.wikipedia.org