PPV> Фиксируем: Су-30МКИ не имеет никакого отношения к модельному ряду Су-27/30, его создание и продажи - заслуга исключительно команды Федорова, суховцы не имеют к этому успеху никакого отношения.
Суховцы на момент (марксо-ленинское учение говорит нам, что важно не только действие, но и момент выбранный для этого действия) переговоров не существовали как организованная сила.
PPV>>> ЕМНИП, переговоры с китайцами и с индусами по тематике под общим названием "Су-30" проводились на государственном уровне параллельно, с начала 90-х, но первыми к заключению контракта пришли с индусами, а с китайцами договор был заключен позже. Это было связано с целой кучей причин, как внутри-, так и внешне- политического характера. Не последнюю роль в этом сыграло и горячее желание "иркутян" во главе с Федоровым полностью подмять всю эту программу под себя,
Вы где-то видели, что бы коммерсанты НЕ пытались "подмять"? Это ещё что за новый вид "Homo Businesscus"?
PPV> Давайте теперь определимся со злодеем ("Заметьте, не я об этом сказал") Федоровым, и причинами его успеха...
Причины понятны всякому, кто знаком с сабжем. В отличие от многих других - это достаточно неординарный и энергичный человек. Это причина. Всё остальное - лишь следствия.
PPV> Вышеозначенный Федоров приватизировал свой "свечной" заводик в 1992-93 г.г. Время тогда было лихое, кто без греха, пусть первым бросит в него камень, однако стоит заметить, что в РФ он был и остался единственным "красным директором", который благополучно поимел в собственность свой родной авиазавод, никому более в те годы не удалось повторить этот успех, за что, естественно, честь ему и хвала - 3 раза. И хотя по меркам МАП ИАЗ - это было далеко не самое сильное предприятие, однако куш был неплохой, поскольку к 1991 году завод уже успел в полном объеме освоить Су-27УБ + продолжался выпуск машинокомплектов МиГ-27Л на экспорт в Индию...
Это лишь добавляет заслуг вышеуказанному товарищу - он поднял не самый лучший и вылизанный завод.
PPV> Готов с интересом выслушать вашу версию с обоснованием успехов Федорова в строительстве своей империи. Для начала у меня вопрос: как вы думаете, почему Иркутский авиазавод сумел сравнительно безболезненно пережить самое начало 90-х?
PPV> Моя версия: так получилось потому, что в те годы он был занят выполнением "первого китайского" контракта на Су-27СК/УБК в части поставок спарок. Если вы не в курсе, напомню, что основную роль в лоббировании этого контракта, заключенного еще при СССР, сыграл главный "суховский злодей" М.П. Симонов.
Мне сложно здесь что-то сказать (не знаком с ситуацией), однако логика подсказывает мне совершенно иное. В период СССР, комсомольчане постоянно кричали на совещаниях (по крайней мере на тех, на которых мне довелось присутствовать), что они не могут/не справятся/ну его на фик. Спарки на тот момент УЖЕ были в производстве на ИАЗе. Спрашивается - Зачем ещё нужно какое-то непонятное лоббирование ИАЗа для дополнительного количества спарок???!
PPV> Это к вопросу о том, кто и как осуществлял "бешеное противодействие" Федорову при строительстве его империи...
См. напоминание о диалектическом подходе к событиям. Вы просто путаете разные временнЫе отрезки и это приводит к путанице причинно-следственных связей. )))
PPV> Попутно замечу: НЯЗ, непосредственно для ОКБ этот первый китайский контракт был, скажем так "гораздо менее выгоден", чем для серийных заводов ...
С чего это ОКБ должно получать какую-то выгоду? Это что - коммерческая организация?
PPV> С моей точки зрения, никакого существенного "противостояния" в начале 90-х с Иркутском не было,
А про начало 90х никто и не говорил. Вы снова путаете события местами.
PPV> просто потому, что в ОКБ в то время были озабочены исключительно проблемой собственного выживания: ручеек денек от государства стремительно мельчал, и руководство КБ в лице МПС активно искало альтернативные источники финансирования. Симонов с самого начала сделал ставку на экспорт, это именно по его инициативе начались переговоры с индусами, он сам неоднократно вспоминал об этом в своих интервью с разными красочными подробностями...
Аха... Фёдоров просто стоял в стороне и ждал когда ему принесут кусок мяса. Или всё-таки почуяв наживу, он предпринял усилия и вырвал кусок у других?
Вообще у коммерсантов, история индийского контракта выглядела тогда совсем иначе, чем у МПС. И оказывая безусловное уважение последнему, я в данном вопросе, куда больше доверяю первым, у которых выглядит всё куда более прозаично и логично.
PPV> Федоров со своей командой, естественно, тоже участвовал в торге, он также самостоятельно проявил инициативу в отношении индусов, однако его позиция на переговорах существенно отличалась от КБ-шной. Ему хотелось "срубить бабки" по-быстрому, поэтому он настаивал на продаже обычных Су-27УБ/30, чтобы не иметь никаких проблем с освоением новой машины.
Абсолютно логично и коммерчески правильно. Микояновцы "допредлагались" (Миг-35) до того, что не смогли продать и простые машины.
"Куй железо пока ..." - вот главный лозунг коммерсантов. Поэтому быстрейшая продажа того, что есть - зачастую более оправдана. Однако имеет ограниченную перспективу. Благодаря тому, что индусы удерживались в орбите влияния России, появилась возможность реализовать БОЛЕЕ длинные программы. МПС здесь угадал, а Фёдоров нет. Они оба не могли этого знать - никто не знал, сколько лет Индия будет удерживаться в зоне ВТС с "обновлённой" Россией и будет ли она работать с нашей страной через пару лет.
Сегодня такой номер думаю уже не прошёл бы - американцы взяли курс на вытеснение России с индийского рынка.
Однако я бы не стал здесь недооценивать и позицию Фёдорова - в те годы синица в руке (маленькие деньги сегодня) имела бОльшее значение, чем журавль в небе (большие деньги завтра). Заводы остановились - люди разбегались и критическая черта приближалась неотвратимо.
Поэтому никто не знает, что бы случилось, если бы было по другому. Победителей не судят.
PPV> Однако, под влиянием МПС, который предлагал индусам кучу новшеств (двигатели с УВТ, интегрированные с СДУ, новая СУВ с новой РЛС с ФАР, интеграция в состав БРЭО самолета кучи импортного БРЭО, и т.д.), те согласились с уточненной спецификацией контракта.
КБ хотелось "натянуть работу на себя" - получить хоть какую-то копейку. Тоже абсолютно логично.
Да и собственное государство повернулось задом.
PPV> Напомню, что дело происходило в период 1993-96 г.г., во времена "разгула" демократии"...
Можно подумать, что сегодня "разгул" закончился. )))
PPV> В КБ в те годы обстановка была довольно напряженная, как и во многих других организациях ВПК, имели место задержки зарплаты, начался интенсивный отток кадров и т.п. прелести, связанные с вхождением в "рыночную экономику". На этом фоне даже в КБ в те годы многие были в недоумении от позициии Симонова - зачем нам эта головная боль, зачем такой сложный и трудоемкий контракт, как мы его потянем?
Простые исполнители всегда не хотят работать. Это не новость. Зарплату получать хотят. Работать - нет. Перспектива видна только руководителю.
PPV> Можно догадаться, что во всей этой истории некая важная интрига была связана с определением головного исполнителя контракта, однако здесь я не буду ничего домысливать: кто, как и почему назначал - я не знаю, есть только факт: головным был определен "Иркут", подписание контракта состоялось в декабре 1996-го.
А это разве логично, когда контракт готовит (это очень большая работа) один, а заказ получает другой? Простая логика должна была подсказать Вам, что это был фёдоровский контракт. И разумеется он запряг в исполнение именно свой завод.
PPV> ОКБ оказалось на вторых ролях, в качестве соисполнителя,
Другого и быть в принципе не может. ОКБ - это не коммерческая компания, в уставе которой записана цель - получение прибыли. Соисполнитель выполняет лишь то, что ему назначит головник, а тот выполняет лишь то, что ему определит держатель контракта.
Поэтому иного и быть не могло.
PPV> которому предстояло проводить весь
Так уж и ВЕСЬ... Все остальные разумеется ничего не делали. )))
PPV> комплекс работ по выпуску РКД, реальной интеграции борта, и испытаниям машины совместно с ГЛИЦ.
Это функция КБ, за которую ему платили деньги. Было бы удивительным, если бы эту работу предложили мусоросборочной фирме и при том бесплатно. )))
PPV> О том, насколько сложна оказалась вся эта работа свидетельствует тот факт, что в программе испытаний было задействовано одномоментно до 6 опытных самолетов типа Су-30МКИ, а всего с 1997 по 2010 год было выполненно более 1300 испытательных полетов...
Для нового комплекса БРЭО ничего сверхположенного.
PPV> Конец 1996-го вообще был очень удачным для Федорова: кроме подписания индийского контракта, ему в руки, можно сказать, "упало" и все КБ Сухого целиком,
А удача ли это? Разве КБ приносит деньги??? Или это почётная нагрузка на шею? Более затратная, чем прибыльная... )))
PPV> поскольку практически одновременно с подписанием контракта было образовано ГУП АВПК "Сухой" (ныне АХК "Сухой"), в собственность которому от государство было передано управление 50% акций ОКБ, и председателем которого был назначен, угадайте кто? Правильно, Алексей Иннокентьевич Федоров.
Так оно (ГУП АВПК) само по себе было создано марсианами или всё-таки Фёдоров приложил усилия был одним из его главных создателей? Это ключевая причина. И ответ.
PPV> Вот такое вот было бешеное противодействие суховцев...
Вы путаете совершенно разные исторические периоды.
PPV> Со временем, ситуация с руководством АВПК-АХК поменялась на прямо противоположную,
Теплее=теплее... ))
PPV> Федоров продолжал безумно изнурять свой родной Иркутский завод работой исключительно на экспорт.
Молодец - человек смог сохранить фабрику в условиях полного отсутствия заказов со стороны своего государства.
PPV> Со временем он благополучно избавился от непрофильного актива в лице Бе-200,
Абсолютно правильное решение - зачем нужен балласт в виде никому не нужного самолёта??
Многие годы его никто не хотел покупать. Да и сегодня интерес к нему невелик.
PPV> ...присовокупил к выпуску линейки Су-30МКИ/МКМ/МКИ(А) Як-130, причем, заметьте, с условием поставки иркутских машин исключительно за кордон.
Желание взять заказ себе - это преступно? К тому же иркутский завод был жив, в отличие от.
ИМХО абсолютно правильное решение.
PPV> Почетная обязанность снабжения Як-130-ми родных ВВС была предоставлена Нижегородскому заводу, очевидно, по причине высокой финансовой выгодности этого контракта.
Опять диалектическая ошибка. Забываем, что Фёдоров был ещё и руководителем РСК Миг на тот момент и имел голодный завод в подчинении. А это существенно меняет ситуацию.
Финансовая выгодность здесь совсем не в кассу - завод как производственное звено получает одни и те же деньги.
PPV> По-видимому, лишь перспектива скорого сворачивания серии Су-30МКИ(А) послужила причиной того, что в Иркутске вдруг решили сменить экспортную направленность завода, и не побрезговали работой на родные ВВС, результатом чего стало недавнее заключение контракта на Су-30СМ...
Что значит не побрезговали? То, что военные проявляли интерес к машине с новым комплексом БРЭО для Вас новость? Или они по-Вашему "млели" от перспективы Ш101 (на МК2) на веки вечные? Пусть даже и с буквами?
PPV> Мне помнится, я про заслуги вообще ничего не говорил, хотя в данном контексте, вас можно понять так, что заслуги есть только у Федорова (ну там, создание Су-30МКИ, обогащение на иностранных заказах, размещение IPO...)
А Вы не догадываетесь, почему
изначально именно он был назначен пост руководителя ОАК, а не представитель суховцев?
PPV> Чуть выше я уже говорил о том, что переговоры о продаже Су-30 китайцам в 90-е годы велись параллельно с индусами, но на финишную прямую они вышли чуть позже.
Т.е. по-Вашему, переговоры ведутся сами по себе как пыль от ветра и контракты появляются тоже сами по себе, словно тараканы от грязи? Это типа намёк, что кто-то приложил усилий для этого больше других и забрал (вполне заслуженно) контракт себе.
PPV> К тому времени на волне успеха от индийского контракта Федоров решил, что китайский Су-30 уже у него в кармане, однако МПС в этой ситуации нашел оч.простой выход - он взял себе в союзники директора КнААПО Меркулова, предложив ему стать головным исполнителем нового китайского контракта. Не последнюю роль в оформлении этого контракта сыграл М.А. Погосян, который к этому времени сменил Федорова на посту главы АВПК.
Ещё теплее... )))
Если Вы помните, с этого момента Иркут представлял собой скорее осаждённую крепость.
PPV> Попутно отмечу, что в отличие от Иркутского контракта по 30МКИ, новый китайский контракт на 30МКК отличался тем, что при его заключении жестко оговаривалось условие - возможность прямого использования полученного задела при модернизации парка строевых Су-27.
Ещё бы! Вы упорно пытаетесь скрыть тот принципиальный факт, что ОАО Иркут был частной компанией, которая несла все риски программ на себе, а суховцы "ехали на чужой лошадке" - будучи сами ФГУПом, взяли для коммерческих игр государственный завод + государственное КБ + государственный же задел по планеру. И с госденьгами подозреваю там было не всё так просто.
(Почему я упомянул слово "игр" - потому что никто не знал чем это закончится.)
PPV> Кроме того, АХК брало на себя обязательство профинансировать из полученной выручки работы ОКБ по программе Су-27СМ, что и было в дальнейшем реализовано на практике.
АКХ - это ФГУП. А не частная лавочка типа иркута. Этим всё сказано. Подвига не вижу никакого.
PPV> Понятно, что на фоне бессребренника Федорова
Фёдоров - коммерсант в данном контексте. Откуда Вы взяли бессребничество?
PPV> это не бог весть что, однако, согласитесь, факт примечательный...
См. выше.
ПС
Кстати насчёт примечательности.
Не напомните, ЧТО сделали суховцы, когда Фёдоров попытался выкатить Ту-334 в Воронеже для приехавшего туда главы Минпромторга Христенко?