Международное рейтинговое агентство Fitch предупреждает, что крушение Sukhoi Superjet-100 негативно скажется на объеме заказов на этот лайнер. Российские эксперты рассуждают, нанесет ли авиакатастрофа удар по отечественному рынку авиастроения. Между тем первые последствия уже наступили.
// news.mail.ru
Международное рейтинговое агентство Fitch предупреждает, что крушение Sukhoi Superjet-100 негативно скажется на объеме заказов на этот лайнер. Российские эксперты рассуждают, нанесет ли авиакатастрофа удар по отечественному рынку авиастроения. Между тем первые последствия уже наступили.
«Все наши усилия направлены на поиски людей. Эта проблема сейчас занимает 99% нашего времени. Сейчас очень сложно рассуждать о перспективах на рынке. Но пока никто из заказчиков не отозвал ни одной своей сделки или предложения», – сообщила газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Ольга Каюкова.
В подтверждение этих слов авиакомпания «Аэрофлот», которая уже эксплуатирует Sukhoj Superjet-100, заявила о том, что она не планирует отказываться от эксплуатации этих самолетов.
«“Аэрофлот” не планирует отказываться от эксплуатации ВС SSJ. Все SSJ проходят ежедневный технический осмотр, рейсы выполняются по расписанию», – сообщил «Аэрофлот» через микроблог.
На данный момент парк «Аэрофлота» насчитывает семь таких самолетов, которые летают в Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Уфу, Екатеринбург, Астрахань, Челябинск, Пермь, Волгоград, Анапу, Минск, Осло, Будапешт и Самару.
Отметим, что компания
ГСС имеет заказы на поставку 332 лайнеров SSJ-100, включая твердые контракты, предварительные соглашения, а также соглашения о намерениях и опционы.
Первые твердые контракты были заключены еще в декабре 2006 года с AiRUnion и «Дальавиа», однако эти компании обанкротились. Позже были заключены контракты с «Армавиа» и «Аэрофлотом», которые и стали стартовыми эксплуатантами SSJ-100. На 22 января 2012 года четыре самолета SSJ-100 «Аэрофлота» выполнили 1418 коммерческих полетов общей продолжительностью 2381 летный час.
С индонезийскими перевозчиками были подписаны контракты на поставку 42 Superjet-100. Больше всего заказов приходится на индонезийскую компанию Kartika Airlines, сотрудники которой находились на борту самолета, потерпевшего крушение. Эта авиакомпания закупила 30 самолетов. Также соглашение на 12 самолетов есть и у индонезийской Sky Aviation (возможно, ее представители тоже были на борту лайнера). Соглашение было заключено на авиасалоне МАКС-2011. Поставка запланирована на 2012–2015 годы, сумма сделки оценивалась в 380 млн долларов.
Стоит отметить, что авиасалон МАКС-2011 был особенно удачен для SSJ-100. Всего в рамках того авиасалона ГСС заключили соглашения на поставку 103 Sukhoi Superjet (считая как твердые контракты, так и соглашения о намерениях) на общую сумму почти 3,5 млрд долларов.
К российскому лайнеру также начала проявлять внимание пакистанская авиакомпания Air Indus, которая обозначила заинтересованность в приобретении восьми SSJ-100 с первой поставкой в конце 2013 года. Как раз в эти дни планировалось подписание предварительного соглашения на поставку SSJ-100.
Теоретически авиакатастрофа может негативно сказаться на существующих заказах на лайнер, а также на будущих контрактах. Международное рейтинговое агентство Fitch уже прогнозирует, что крушение Sukhoi Superjet-100 в Индонезии негативно скажется на продажах этого самолета. Между тем агентство считает, что авария не повлияет на рейтинг компании-производителя «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), передает «Интерфакс».
Некоторые контракты уже повисли в воздухе.
Авиаперевозчик Kartika Airlines может заморозить контракт на поставку 30 лайнеров. Их суммарная стоимость оценивалась почти в 1 млрд долларов. Поставка была запланирована на 2012–2015 годы. По данным издания Jakarta Post, первые SSJ-100 компания должна была получить в сентябре.
Эксперты солидарны в том, что авиакатастрофа самолета SSJ-100 нанесет удар по восстанавливающемуся отечественному рынку авиастроения.
«Конечно, любая катастрофа по определению наносит удар репутации потерпевшего ее типа самолета. Тем более когда речь, как в случае с SSJ-100, идет о новом для рынка продукте и новом для этого сегмента коммерческих самолетов производителе», – сказал заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Он также напомнил, что
26 июня 2008 года в горах Салак близ Богора на Западной Яве (в 90 км от столицы Индонезии Джакарты) во время испытаний нового аэрофотосъемочного оборудования разбился легкий военно-транспортный самолет CASA-IPTN NС-212-200М. На борту самолета находились 18 человек, включая нескольких иностранных специалистов, все они погибли. Несмотря на интенсивные поиски, обломки самолета были обнаружены только спустя двое суток после крушения.
Катастрофа во время демонстрационного полета 9 мая 2012 года самолета SSJ-100 «произошла в том же районе по тому же самому сценарию, что и гибель индонезийского NС-212-200М».
Однако независимо от причины катастрофы восстановить репутацию будет крайне сложно. «Удар по имиджу компании нанесен очень тяжелый. Не каждая компания и не каждый самолет способны оправиться после такого. Зачастую будущее самолета вовсе не складывается из-за подобных инцидентов. Причем это удар по российскому авиастроению в целом. На SSJ-100 делались большие ставки, и мы продвигали его как самый передовой продукт российского авиапрома. Теперь этот имидж подорван, его будет очень сложно восстановить. Это касается и тех самолетов, которые еще только разрабатываются, в том числе МС-21», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.