m-dva> При всех балачках про комплексный m-dva> подход,-банально создаются СЯС по m-dva> штатовской структуре и балансу.
Это вообще ни в какую.
Каждая страна создает свой баланс соотв. реалиям времени а также политической коньюнктуре вкупе с техвозможностями (и не в последную очередь, при активном участии "генералов от..." и различных "лобби" видов и родов войск). Так в США очень долгое время правила балом "мафия SAC", после Риковера более-менее баланс восстановился, однако логика и выбор вооружения был и у нас, и у них, своеобразным и многообразным - к единому Огайо и Минутмену на все случаи пришли не сразу и не сами по себе, а коллекция бомберов поредела не в последную очередь по бюджетным причинам. Напомню что они и БЖРК, и сверхтяж. МБР, и грунтовые комплексы, и командные ракеты тоже разрабатывали.
Да и вообще эпопея с Булавой и эта новая МБР говорит только об одном: дело Челомея имеет в конце концов шанс победить "на новом уровне". Я лично отношусь к роли личности Челомея в истории с дозой определенного скептицизма, однако считаю что его желание сделать унифицированную МБР для всех СЯС в лице УР-100 было вполне логично, оправданно и экономически полностью обоснованно (то что с СПРО Таран он загнул не по детски, ясно, но факта не меняет). И "affordable ПЛАРБ" в лице пр. Скат могло бы помочь нам избежать многие головные боли в будущем и до сих пор. Вообще советую прочитать статью Ефремова/Царева/Асатурова от НПО Маш. (она есть в сети) по этому поводу, многое станет понятным (в том числе и в отн. к США), и особо внимательно осмыслить следующие пассажи:
 [показать] В.Н. Челомей предвидел и стратегически оценил всю сложность и высокую стоимость исключительно симметричного американскому пути развития морских сил ядерного сдерживания (МСЯС)...
В феврале 1962 года на заседании Совета обороны в Пицунде В. Н. Челомей выступил с убедительным и доказательным докладом о необходимости создания универсальной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) УР-100 с дальностью полета 11000 км. Ракета была базовой в классе легких ракет (до 100 тонн) для решения трех важнейших оборонных задач страны:
1. МБР наземного базирования массового развертывания, как ответ на развертывание в США тысячи МБР «Минитмен»;
2. Использование ракеты УР-100 в национальной системе ПРО СССР в качестве главного ударного элемента (противоракета «длинной руки»);
3. Использование УР-100 в морской составляющей стратегической ядерной триады Советского Союза.
Третий вариант применения универсальной баллистической ракеты УР-100 был предложен В.Н. Челомеем и Главным конструктором ЦКБ-18 (ОАО «ЦКБМТ «Рубин») П.П. Пустынцевым. Рассматривались подводные носители нового, необычного типа, не соответствовавшие установившимся в ВМФ СССР стандартам – океанским атомным подводным ракетоносцам ВМС США.
Проанализировав задание, В.Н. Челомей и П.П. Пустынцев предложили: «Если принимается для новой баллистической ракеты на АПЛ увеличение дальности полета до 8000 км, то почему не увеличить ее до 11000 км и не установить на погружаемую стартовую платформу ракету УР-100». Вместе с тем В.Н. Челомей и П.П. Пустынцев поставили вопрос: «Зачем при дальности стрельбы до 11000 км носителю уходить из своих внутренних вод и от родных берегов?»
Подводные ракетоносцы могли создаваться с менее сложными и дорогостоящими для нашей страны инженерно-техническими решениями, с существенно упрощенными тактико-техническими характеристиками по глубине погружения и скорости хода. Надводный старт значительно облегчал эксплуатацию комплекса. Сама платформа была не атомной с малым водоизмещением (первоначально 5000 т), имела низкую стоимость и небольшой экипаж. В свою очередь это резко сокращало затраты на создание специальных дивизионов подводных лодок, надводных кораблей и сил тылового обеспечения. Снижалась необходимость в кругосветных походах и длительном боевом патрулировании на большом удалении от собственных военно-морских баз. Осуществление боевого дежурства в прикрытой противокорабельными и противолодочными средствами прибрежной зоне обеспечивало более высокую боевую устойчивость по сравнению с традиционными АПЛ, что в сочетании с высокой точностью, дальностью и массой боевой части обеспечивало высокую боевую эффективность при меньшей стоимости системы.
Проект получил название «Скат», платформой был специально спроектированный дизель-электрический ракетоносец – подводный корабль-арсенал (Рис.1а).
Следует особо отметить, что у «Ската» коэффициент оперативного напряжения был значительно выше, чем у атомных носителей баллистических ракет (Рис. 1б).
...Первоначально на субмарине проекта «Скат» планировалось разместить восемь ракет по четыре пусковых установки в два ряда. При большей дальности полета стоимость комплекса с ракетой УР-100 для ВМФ была в два раза ниже, чем стоимость комплекса Д-9 с МБР Р-29.
Ведущие специалисты и разработчики ракетной техники согласились с идеями В. Н. Челомея и поддержали его. В своих мемуарах директор НИИ-88 (ФГУП «ЦНИИмаш») Ю.А. Мозжорин отметил, что Главный конструктор системы управления Н.А. Пилюгин и его заместитель М.С. Хитрик уверенно заявили о возможности создания унифицированной системы управления для ракеты УР-100 как морского, так и наземного базирования.
Предложение В.Н. Челомея и П.П. Пустынцева было столь необычно, что последовала некоторая пауза в его рассмотрении. Затем все силы руководства ЦК КПСС и ВМФ были брошены на отбой «упрощенцев». Можно представить к чему приводила реализация предложения по новым носителям с универсальной ракетой УР-100. Менялась и стратегия использования ракет и экономические показатели при колоссальном упрощении и экономии средств на строительство и эксплуатацию подводных кораблей-арсеналов МБР.
Но тогда, в условиях жестокой гонки вооружений, на фоне нарастающих возможностей атомного подводного флота ВМС США, в стремлении ни в чем не уступить, эти факторы теряли вес и мало кого волновали. Несмотря на все положительные стороны проекта, принят он не был. Как описано в книге, посвященной 60 летию СКБ-385 (ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева»), в заключительном слове на одном из заседаний Совета обороны Н. С. Хрущев сказал, что хотя предложения Челомея хорошие, он отдает предпочтение Макееву, которого хорошо помнит еще по довоенному общению на авиационном заводе в Филях.
...Следует отметить, что за этот же период времени американская
военная промышленность создала всего четыре типа ПЛАРБ: «Джордж
Вашингтон», «Итан Аллен», «Лафайет» и «Огайо». ВМС США приняли
на вооружение только три баллистические ракетные системы морского
базирования: «Поларис», «Посейдон» и «Трайдент». Все ракеты имели
высокую степень стандартизации и преемственности по своим
техническим решениям, что позволило неоднократно перевооружать и
модернизировать носители, сберегая значительные материальные
средства и ресурсы. Об этом свидетельствует перевооружение самой
большой серии американских АПЛ класса «Лафайет» ракетами типа
«Поларис А1», «Поларис А2» и «Посейдон С3».