Bredonosec> зона посадки, ты на глиссаде, вдруг перед тобой вклинивается какая-нить цессна, не отвечающая на запросы. Что делаешь? (и т.д.)
Список вопросов передаю консилиуму знатоков темы, они отвечают на вопросы, ответы реализуются в виде алгоритмов реагирования на ситуации. От себя скажу что установил бы приоритет, которые автопилот должен выполнить любыми имеющимися средствами: безопасность через минимизацию риска.
> Пуллап иммидиатли и гоуэраунд.
А керосин есть? А не повторю ли ситуацию с сессной сам? И т.д. и т.п. — видимая правильность и я бы сказал self-righteousness белкового может убить людей быстрее, чем случайная сессна.
> Что делаешь, если ты на шорт файнэл, а на впп выезжает телега с крестьянином, переезжая её поперек?
Совесть иметь надо, заборы и охрану нормальную. Но даже если так, все маневры уклонения можно иметь в арсенале автопилота. Но нельзя ожидать от него позитивных чудес, равно как и от белкового.
> Что делать, если ты идешь по схеме СТАР, а тебя буквально "подрезает" ф-15 (или 16, не помню) "воздушной полиции" нато?
Ничего. Если столкновения по расчётам нет.
> что где-то в вашем районе болтается запущенный студентами зонд, который улетел из разрешенной зоны под воздействием ветра..
Ничего, если столкновения по расчётам нет.
> Что делать, если птица попала в двигло? Лететь дальше или возвращаться?
А вот это уже по делу. Моментально можно определить что будет во всевозможных вариантах:
- отключить и лететь — долетит или нет?
- отключить и вернуться - а есть ли такая возможность?
- если ничего не получится (уже за гранью понимания пилота в такой ситуации) — варианты с более высоким риском.
А в общем — анализировать анализируемое и не паниковать от непредсказуемого. И кстати, если даже большому самолёту на посадке под колёса внезапно попадёт телега с идиотом и сеном, наиболее безопасным выбором может быть продолжение посадки. Много мозгов не нужно чтобы тянуть ручку на себя, а каковы последствия этого? Хватит ли скорости? Не встретится ли на жизненном пути забор или гора, как в субже? Ничего этого пилот за полсекунды не подумает, так что это была бы чистая импровизация.
> Цифровые параметры могут быть в норме, а, напр, их нарастание может быть звоночком.
Если это важно, производная параметра тоже будет параметром. И вторая тоже, если уж гулять. И таких могут быть тыщи в реальном времени без напрягов, что пилоту абсолютно недоступно.
> Или внезапно обнаруженное уменьшение запаса топлива.
Вот чего, а "внезапно обнаруженного" просто быть не сможет — за параметром следит алгоритм, и даже скорость расхода должна сопоставляться с расчётным расходом при данных параметрах полёта. Пилот этого не может заметить принципиально, а правильный алгоритм моментально обнаружит статистическое отклонение параметра, и отреагирует.
> Или явственное несоответствие поведения самолета показаниям какого-то из приборов.
Вот такое точно должно отслеживаться, особенно с учётом упавшего в Атлантику француза. К тому же это просто: сенсоров на один параметр может быть много, и скорость по жпс и инс сверить с трубками было бы легко и просто. Диагностика датчиков тоже должна вестись непрерывно. В общем, правильный автопилот — адаптивный организм. Он не обещает чудес и не играет в азартные игры, но вытащит машину, если вообще есть такая возможность.
Bredonosec> Но есть одно отличие: ракеты стоят в стойле. И сигнал получают от меня. А самолеты - постоянно непрерывно летают. По всему миру. И управлять ими должны миллионы людей по всему миру. То есть, доступ к системе, как железной, так и софтовой части, - у буквально всех.
Нет, доступ только у тех, кому он дан. И доступ этот разный. И при любом доступе правильный автопилот подразумевает что лучше знает когда самолёт летит неправильно, хотя варианты правильного полёта могут быть разными и автопилот их все допускает — этот выбор и даётся дистанционному управляющему. Неправильно — это лететь в землю, в гору, в здание, выше предела, ниже предела, быстрее предела, медленнее предела, дольше запаса топлива и т.п.
Доступ к управлению даётся диспетчерскому пункту, в зоне которого садится или взлетает самолёт. И управление это ограничено указанием полос и прочих переменных, и никакого контроля над жизненно-важными контурами управления (движки, рули и т.п.). Если хозяин самолёта хочет большего, он может себе бэкдор оставить, зная что это риск и соответственно защитив его. Кнопочка "алярм", в том числе виртуальная внутри автопилота, может выключать этот канал, если команды управления ведут в землю, гору, здание и т.п. Это сложно, но не вижу в этом больших проблем.
> А значит, сколь бы защищенным ни был канал и интерфейс, всё равно найдется кто-то, кто его взломает. Почему? Потоум что за большое бабло нонче ломают всё.
Бабло не побеждает всё. Зашифрованный канал с параноидальным автопилотом нельзя сломать за время полёта, да и смысла нет — любые вредные команды будут проигнорированы, а канал отключен. Пример: вы автопилот, вам поступает команда сделать что-то нехорошее для здоровья. Ваша реакция: реквест денайд, коннекшн терминейтед, асоритис информд. И усё, деньги на ветер.
> Да и ею может быть, если в АЭС долбануть.
Ну это совсем просто: есть ноу-флай зоны, даже на картах видел. Более того, на таких объектах может быть установлен маяк с сигналом "ду нот апроач" и подписью. Если вы автопилот и летите в мирном небе штатов, и вдруг у вас такое всплыло, вы этот маяк не проигнорируете, в отличие от белкового пилота.
> ситуация такова, что допустим, сейчас военные в сша видят на радарах, что самолеты, как вылетающие, так и прилетающие, не по трассам, а на деловые или спальные центры городов, на обьекты инфраструктуры начинают падать.
Это ситуация на уровне "проснулся девочкой — что делать?"
Я ж говорю, правильный автопилот высшим приоритетом должен считать минимизацию риска для себя. Это выше любых команд управления откуда угодно. Так что он будет лететь изо всех своих сил, количество которых он точно знает в любой момент времени.
> Это стоит триллион, я бы сказал. Любая крупная держава за такое дело отвалит огромную сумму..
"З'iсть то вiн з'iсть, та хто йому дасть"© — как раз про пилота анекдот был
> Или сама тихо проспонсирует создание сего. Разумеется, предоставив всю аппаратную и софтовую часть для работ.
Она только на свои подконтрольные самолёты может расчитывать. Любой другой автопилот просто проигнорирует, попутно уведомив местную власть о такой поступившей команде.
Bredonosec> Дело в том, что идея - это для белкового тела. Bredonosec> Для АП нет идеи. Есть инструкции.
Вы не понимаете (но простительно — почти никто не понимает:). Любые автопилоты — это идея человека, воплощённая в машине. А вот у пилотов инструкции — делай то, не делай то, лети сюда, не лети сюда. У него есть свои идеи, но он подневольный человек. А автопилот, будучи создан с идеей недопущения гибели машины, не может быть запуган, запутан, задолбан или заспан в процессе работы. И у него нет своих идей, у него лишь идея его автора.
Bredonosec> Для тупой системы нет разницы, она не понимает, что что-то не так, а если и понимает, то что она сделает при отсутствии данных для сравнения? Просто упадет где попало?
Я всю дорогу пишу "правильный автопилот". У него есть карта, есть координаты всех известных аэропортов, схемы подхода к ним, частоты диспетчеров и т.д. и т.п. Если план полёта стал невыполним, будет стопицот приемлемых альтернативных вариантов. Причём это может быть даже условием для взлёта.
Если хозяин захочет, конечно.