[image]

Спуск с орбиты и теплозащита КА

траектории спуска, влияние АК, абляционная теплозащита, плитка и всё-всё-всё
 
1 14 15 16 17 18 19 20
A1 Fakir #20.01.2013 20:52  @Старый#20.01.2013 20:48
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
1. Ключевым моментом всех применяемых в СА аб** материалов является даже не сублимация, а пиролиз, причём обязательно с выделением газов (половина эффективности защиты).
2. Растрескивание и отколупывание чуть менее чем полностью бесполезны для целей теплозащиты.
3. У Годдарда в явном виде даже и этого для собственно защиты не подразумевалось - упоминалось о только в контексте метеоритов.
   3.6.33.6.3
RU Старый #20.01.2013 21:52  @Fakir#20.01.2013 20:52
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
☠☠
Fakir> 1. Ключевым моментом всех применяемых в СА аб** материалов является даже не сублимация, а пиролиз, причём обязательно с выделением газов (половина эффективности защиты).

С БСЭ споришь? ;) :) :)

Fakir> 3. У Годдарда в явном виде даже и этого для собственно защиты не подразумевалось - упоминалось о только в контексте метеоритов.

Я думаю имея перед глазами метеориты уже нетрудно додуматься до всего остального. Так что наверно имя изобретателя аб** защиты - Природа. А заслуга Годдарда лишь в том что он впервые задумался (и упомянул) о практическом применении этого эффекта.
   9.09.0
US Fakir #21.01.2013 00:39  @Старый#20.01.2013 21:52
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Старый> С БСЭ споришь? ;) :) :)

1. БСЭ не истина в последней инстанции.
2. "Физическая энциклопедия" понадёжнее, да и то она в соотв. статье ЕМНИС не фокусируется на проблемах ТЗП.
3. Аб** как явление и аб** теплозащита - не совсем одно и то же.

Короче, если пытаться спроектировать теплозащиту спускаемого аппарата, руководствуясь только статьёй из БСЭ - я бы не позавидовал космонавтам, а сразу попросил их упомянуть меня в своих завещаниях.

Старый> Я думаю имея перед глазами метеориты уже нетрудно додуматься до всего остального. Так что наверно имя изобретателя аб** защиты - Природа.

Фиг там. Аб** теплозащита - сложная штука по своей сути, и по идее тоже. Это только на вид просто, как кусок стеклопластика - когда уже додумались.
"Легко придумать то, что уже придумано" (с) корейская сказка

Старый> А заслуга Годдарда лишь в том что он впервые задумался (и упомянул) о практическом применении этого эффекта.

Он вообще его не приделал никуда. Тождественный нуль.
О метеоритах упоминали едва ли не все пионеры космонавтики, но до аб** защиты в явном виде не договорился никто. От метеорита до ТЗП "Востока" или "Аполлона" - дистанция огромного размера.
   3.6.33.6.3
+
-
edit
 

Salo Ukr

аксакал
★☆
http://izvestia.ru/news/543178
— Николай Альбертович, какие дополнения пришлось внести в проект в связи с тем, что в прошлом году было принято решение готовить пилотируемую экспедицию к Луне?

— Изменение технического задания произошло в апреле прошлого года. Оно было на первый взгляд незначительным, но по сути перевернувшим все то, что мы сделали в рамках работ по тому кораблю, который разрабатывался нами с 2010 года. Во-первых, изменилась скорость входа в атмосферу: при возвращении от Луны корабль имеет вторую комическую скорость. В прежней конфигурации — для орбитального корабля — расчеты производились для скорости порядка 8 км/с, а теперь нужно рассчитывать на 11 км/с.

Разница гигантская: получается, что аппарат будет обладать в два раза большей кинетической энергией, чем тот, что возвращается с околоземной орбиты. Вся эта энергия переходит в тепло. Совершенно другой должна быть теплозащита. Поэтому все усилия, которые мы затратили прежде на разработку теплозащиты при разработке прежнего эскизного проекта, оказались недостаточными. Сложность в том, что после закрытия проекта «Буран», то есть в течение 20 с лишним лет, у нас исследовательских работ в области теплозащиты не проводилось, никакого продвижения в этом направлении не было. Мы вынуждены были в короткое время сами провести научно-исследовательские работы, пройдя путь, который многие страны проходят десятилетиями. Мы такую работу провели, получив положительные результаты в процессе экспериментов в аэродинамических трубах и на плазмотронах. Сейчас нам предстоит получить подтверждение наших решений на более высоком уровне.

На втором месте по сложности стоит баллистика — это сложнейшая применительно к Луне задача. Наша страна далека от экватора и с точки зрения выведения полезных нагрузок расположена невыгодно. Еще более неудачна наша география с точки зрения возврата с Луны. Чтобы возвращаемый аппарат мог попасть на российские полигоны посадки, нужны достаточно большие энергозатраты при маленьких и редко выпадающих «окнах» для старта с орбиты Луны.

— Где на территории России планируются полигоны посадки?

— Полигоны посадки планируются в южной части РФ. Возврат с орбиты Луны осуществляется через Южный полюс и чем выше от экватора нужно сажать корабль, тем сложнее решить эту задачу. Накладываются и временные ограничения — в силу изменения положения Луны относительно Земли «окна» для возвращения с Луны получаются довольно редкими. Но в то же время нужно предусматривать разного рода нештатные ситуации: например, если придется вернуть экипаж на Землю по состоянию здоровья. Нужно уметь это делать в любой момент времени. А если у нас редкие «окна» возврата, то о безопасности говорить не приходится. Поэтому в любой момент двигательная установка должна быть способна выдать импульс, достаточный для возврата к Земле. Но если для кораблей, летающих на околоземной орбите, необходимый импульс исчисляется сотнями метров в секунду, то для лунного корабля это гораздо большие величины.

Наша цель — уметь выдать двигательной установкой корабля импульс на уровне 1,5 км/сек. Было тяжело, но мы предложили такую схему полета, которая позволяет решить задачу экстренного возвращения на Землю. Двигательный отсек корабля немного вырос в объеме, так как там мы вынуждены иметь около 8 т топлива. А в остальном оставили прежнюю концепцию: многоразовое использование возвращаемого аппарата, посадка на амортизирующие опоры, то есть без кувырканий, характерных для «Союза».
 
   
UA Aнтикосмит #24.01.2013 03:42
+
-
edit
 

Aнтикосмит

втянувшийся

Ага., значит опять на Луну "летим"?
   17.017.0
RU OlM #24.01.2013 15:37  @Aнтикосмит#24.01.2013 03:42
+
-1
-
edit
 

OlM

втянувшийся

Aнтикосмит> Ага., значит опять на Луну "летим"?
   21.0.1180.8321.0.1180.83
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir> ...
Факир, я честно пролистал тему перед тем, как спрашивать: а были проекты "фар" с дополнительными складными щитами на боковых стенках, которые бы перед входом в атмосферу раскрывались бы наружу, увеличивая мидель?
   74.074.0
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Было что-то в таком ключе, с переменным миделем, но мало. Потому что муторно и сложно, ненадёжно, но преимуществ даёт немного.
Точно видел когда-то, но не уверен, что постил.
Попробуй посмотреть "все картинки темы" (опция слева), есть у меня подозрения, что должно всё-таки быть тут.
   51.051.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir> Попробуй посмотреть "все картинки темы" (опция слева), есть у меня подозрения, что должно всё-таки быть тут.
Пролистал - нет таких. Если будет возможность - запости, пожалуйста.
   74.074.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Блин, ну вот как ты смотришь! :( Батарею ракет средней дальности в кустах перед линией окопов не разглядишь ЖР

Спуск с орбиты и теплозащита КА [Fakir#30.10.07 12:41]

… Хе! Канешна, идея понятна, об ней еще в 60-х монографии написаны И шаттл по сходной идеологии спускается, как и любой СА с аэродинамическим качеством … Именно. Об чём и сказано. … … Совершенно верно. О том и написано русским языком чуть выше - "для случая спуска с нулевым(либо постоянным вдоль траектории) качеством и неизменным миделем " Если можем мидель менять - картинка сильно меняется. Чисто умозрительно вариантов может быть несколько - наклонять диск, или иметь "сзаду" нечто вроде…// Космический
 


Спуск с орбиты и теплозащита КА [Fakir#31.08.08 13:53]

Следующая порция плана: ракетоплану на жопу добавляется еще тормозной "зонт". Сама по себе идея с зонтом, пожалуй, и может иметь определённый смысл, но только не в изображённой/описанной последовательности, конечно. И авторы ПМ, кросавчеги, отожгли - "зонт призван отводить тепло из уплотнённого воздуха, обтекающего корабль", я валялся Блин, почему под моим столом так пыльно!// Космический
 


Еще был отдалённо похожий проЖект 1958-го от Avco - Project 7969, Minimum Manned Satellite. Но с ним вообще не очень понятно, "что сказать-то хотели".

Avco Project 7969

Avco Project 7969 //  www.astronautix.com
 
Прикреплённые файлы:
 
   51.051.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir> Блин, ну вот как ты смотришь! :( Батарею ракет средней дальности в кустах перед линией окопов не разглядишь ЖР
Действительно - не разгляжу: профдеформация, РСД перед линией окопов я просто "не увидеть" мозгом. :)
Нет, разговор был про более поздние-реальные проекты, я же сказал: "фара" с дополнительными щитками.
   74.074.0
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Не припомню, чтобы видел, думаю, вряд ли были. Это направление после начала 60-х как-то заглохло как явно прожектёрское. Крылатые или прочие варианты с аэродинамическим качеством ("Союз") были предпочтительнее по всем параметрам.
   51.051.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir> Не припомню, чтобы видел, думаю, вряд ли были. Это направление после начала 60-х как-то заглохло как явно прожектёрское. Крылатые или прочие варианты с аэродинамическим качеством ("Союз") были предпочтительнее по всем параметрам.
Есть только одно "но":
 


Ну, то есть с "Боинговской" капсулой - 2 "но". А с "Орионом" - 3. А с нашим ПТК - 4. И с китайским - 5. :)
   74.074.0
RU Zenitchik #15.04.2020 02:50  @Полл#15.04.2020 00:44
+
+3
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Fakir> Не припомню, чтобы видел, думаю, вряд ли были.

Полл> Есть только одно "но":


Простите, мне кажется, вы сказали об одном и том же разными словами, но почему-то начали спорить.

"Фара" хоть с щитками, хоть без, - это и есть СА с качеством.
   80.0.3987.16380.0.3987.163
RU Полл #15.04.2020 08:08  @Zenitchik#15.04.2020 02:50
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Zenitchik> "Фара" хоть с щитками, хоть без, - это и есть СА с качеством.
"Фара" есть капсула.
Под аппаратами с аэродинамическим качеством Факир в первую очередь подразумевает полноценный несущий корпус, вроде бескрылого варианта "Клипера".
   74.074.0
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Уволь своего телепата!!!
Фара при управляемом (а не баллистическом!) спуске - СА с аэродинамическим качеством!
Только и исключительно поэтому у "Союза" перегрузка меньше, чем у "Востоков" с "Восходами" (если не сваливается в баллистику).
   51.051.0
+
+2
-
edit
 

Bell

аксакал
★★☆
Полл> Под аппаратами с аэродинамическим качеством Факир в первую очередь подразумевает полноценный несущий корпус, вроде бескрылого варианта "Клипера".
Не надо ничего подозревать, надо знать.
Аэродинамическое качество фары, как частного случая конуса - порядка 0,2-0,5

3.5. СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ [1983 - - Космические аппараты]

В книге даются общие сведения об условиях, целях и задачах космического полета, основах проектирования автоматических и пилотируемых космических аппаратов и их использования. Рассматриваются устройство космических аппаратов и их систем, логика работы и схемы их полета. Излагаются основные проблемы проектирования и особенности проектной разработки космических аппаратов, а также их связи с другими элементами ракетно-космического комплекса. Книга предназначена для инженерно-технических работников, учащихся высших учебных заведений и лиц, интересующихся ракетно-космической техникой. //  12apr.su
 
 

   68.068.0
RU Zenitchik #15.04.2020 14:29  @Полл#15.04.2020 08:08
+
+1
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Полл>Факир в первую очередь подразумевает "Клипера".

Он назвал среди них "Союз".
   80.0.3987.16380.0.3987.163
+
+2
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
Fakir>> ...
Полл> Факир, я честно пролистал тему перед тем, как спрашивать: а были проекты "фар" с дополнительными складными щитами на боковых стенках, которые бы перед входом в атмосферу раскрывались бы наружу, увеличивая мидель?

Фар не было. Но для "Востока" Феоктистов рассматривал такие варианты
Прикреплённые файлы:
F213_O1_D13_L47.jpg (скачать) [1000x786, 115 кБ]
 
 
   66

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А описание какое-то к этому есть? Из чертежа похоже на то, что это подразумевалось использовать может быть даже не столько для торможения в верхних слоях (а управляемое ли - вообще непонятно), а полностью для мягкой посадки, аналогично "Демонстратору".

Вообще есть что-то еще по этим схемам? (ну очень экзотическим) Насколько плотно их просчитывали, или просто прорисовали для полноты картины?
   51.051.0

PSS

литератор
★★☆
Fakir> А описание какое-то к этому есть? Из чертежа похоже на то, что это подразумевалось использовать может быть даже не столько для торможения в верхних слоях (а управляемое ли - вообще непонятно), а полностью для мягкой посадки, аналогично "Демонстратору".

Нет. Именно для первоначального торможения. Чтобы поднять высоту прохождения максимальной перегрузки и снизить максимальную температуру. Очень тогда боялись за теплозащиту. Эти варианты рассмотрели и отвергли


Fakir> Вообще есть что-то еще по этим схемам? (ну очень экзотическим) Насколько плотно их просчитывали, или просто прорисовали для полноты картины?


Из данных, приведенных на рис. 32, видно, что только за счет увеличения размеров тела можно существенно уменьшить (на 400 ÷ 800ºС) температуру поверхности, если добиться увеличения баллистического коэффициента до 0,03 ÷ 0,07. Для получения таких баллистических коэффициентов необходимо, чтобы площадь миделя составляла 100 ÷ 200 м2. Такие поверхности можно получить только за счет использования всякого рода парашютных схем: парашюта обычной куполообразной формы, «надувных» шаров, зонтичной формы (см. рис. 33).

Парашюты обычной формы должны быть отвергнуты по следующим соображениям:
- температуры на кромках парашюта и на стропах будут значительно (во много раз) большими, чем в «критической» точке, что должно привести к разрушению такого парашюта при входе в атмосферу;
- движение аппарата на парашюте обычной формы с большими сверхзвуковыми скоростями в различных слоях атмосферы крайне неустойчиво, что подтверждается опытом пусков высотных исследовательских работ.
Схему использования надувного шара для спуска аппарата с человеком также следует отвергнуть, учитывая, что помимо концентрации тепловых потоков на элементах крепления аппарата к шару, в этой схеме очень сложными являются:
- вопросы поддержания необходимого избыточного давления внутри шара (порядка 0,01 ÷0,02 атмосферы) по времени полета в зависимости от высоты и скоростного напора;
- вопросы устойчивости, прочности и т.д.
При использовании зонтичной схемы (см. рис 33) добиться существенного снижения температур в критической точке и средней температуры на поверхности «зонтика» за счет увеличения радиуса кривизны поверхности и возможности излучения с обеих сторон поверхности зонтика (до 1000 ÷ 1200ºС).
Однако эта схема обладает следующими существенными недостатками:
а) вследствие не симметрии конструкции за счет ошибок монтажа и раскрытия зонтика при весьма больших размерах рычагов и опорных форм (порядка 4 ÷ 5 м), при движении аппарата в атмосфере будут возникать большие возмущающие силы, для компенсации которых необходимо будет вводить аэродинамические органы управления. При этом, помимо уплотнения и усложнения конструкции, в местах стыковки этих органов управления и основной конструкции, а также на самих органах управления, будет возникать концентрация тепловых потоков с резким ростом температур поверхности зонтика в районе крепления органов управления.
б) Необходимо учитывать концентрацию тепловых потоков на кромках зонтика, особенно при наличии колебаний вокруг поперечных осей. Как показывают расчеты (см. ниже), в случае произвольных углов атаки при входе аппарата в атмосферу (что может иметь место в случае отказа работы системе ориентации на переходном участке) углы атаки на высотах, где тепловые потоки имеют максимальное значение, могут достигать величины порядка 60º ÷ 90º.
При этом неизбежно должно происходить обгорание и разрушение кромок зонтика.
в) Кроме того, всегда будет иметь место значительное изменение тепловых потоков в большую сторону на поверхности зонтика (по сравнению с расчетной идеальной схемой), так как при наличии скоростного напора поверхность зонтика уже не будет выпуклой, а примет вид гофра (см. развертку цилиндрического сечения на рис. 33)
г) Конструкция зонтичной схемы такова, что на активном участке полета, поверхность зонтика должна в сложенном состоянии закрывать кабину человека. Но это означает, что в случае возникновения аварийной ситуации на активном участке, человек не может быть катапультирован из аппарата (см. гл. IV). Это следует считать совершенно недопустимым.
д) Температура 1000 ÷ 1200ºС являются практически предельными для существующих жаропрочных сплавов, на которых можно было бы создать поверхность зонтика. Но это означает, что при использовании зонтичной схемы, мы не имеем возможности создать конструкцию с запасом надежности по тепловым нагрузкам, компенсирующим отклонение реальной конструкции от идеальной расчетной схемы, компенсирующим концентрации тепловых потоков за счет погрешностей монтажа, изготовления и самой схемы зонтика, отклонений, которые могут иметь место и за счет приближенности методов расчета тепловых потоков.
На основании приведенных соображений зонтичную схему спускаемого аппарата также следует отклонить.
Для первого этапа полетов человека в космическое пространство имеет смысл выбрать достаточно простую схему аппарата, которая бы позволила уверенно определить характер его движения в атмосфере и позволила бы обойтись минимумом натурных экспериментов при ее отработке. С этой точки зрения нежелательно применение не только парашютных схем, но даже и тормозных щитков, так как за счет ошибок изготовления и монтажа щитков следует ожидать потери устойчивости аппаратом вокруг продольной оси при движении в плотных слоях атмосферы.
 
   66
+
+3
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆

Прикреплённые файлы:
img976.jpg (скачать) [500x320, 65 кБ]
 
 
   66
RU m-s Gelezniak #06.05.2020 08:52  @Fakir#14.04.2020 20:06
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

Fakir> Было что-то в таком ключе, с переменным миделем, но мало. Потому что муторно и сложно, ненадёжно, но преимуществ даёт немного.
Fakir> Точно видел когда-то, но не уверен, что постил.
Fakir> Попробуй посмотреть "все картинки темы" (опция слева), есть у меня подозрения, что должно всё-таки быть тут.

Марсианские тяжёлые АС торможение раскладным экраном.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Полл #06.05.2020 09:14  @m-s Gelezniak#06.05.2020 08:52
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
m.G.> Марсианские тяжёлые АС торможение раскладным экраном.
Можно иллюстрацию, о чем речь?
   75.075.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU m-s Gelezniak #06.05.2020 09:19  @Полл#06.05.2020 09:14
+
+1
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

m.G.>> Марсианские тяжёлые АС торможение раскладным экраном.
Полл> Можно иллюстрацию, о чем речь?
Станции 5М и рядом.
На ФНК было если не потёрли.
У меня есть несколько картинок но искать надо. уже два года этой фигнёй не занимаюсь.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
1 14 15 16 17 18 19 20

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru