Реклама Google — средство выживания форумов :)
Франсис и её команда провели на российском биоспутнике "Фотон-М3" (Foton M3) эксперимент Stone-6. Точнее, этот опыт проходил в тот момент, когда спускаемый аппарат "Фотона" уже возвращался на Землю. В тепловой щит капсулы учёные встроили несколько образцов земной породы, в которых были заключены различные "следы" жизни, а также бактерии Chroococcidiopsis.
Днище аппарата, вонзившегося в атмосферу на скорости 7,6 километра в секунду, разогрелось до температуры 1700 °C. Это позволило в некоторой степени воспроизвести ситуацию, когда метеориты, гипотетически способные нести живой груз, входят в воздушную оболочку Земли.
...
Все образцы насчитывали 2 сантиметра в толщину. Первый из них состоял из 3,5-миллиардолетней осадочной породы, взятой в австралийском местечке Пилбара (Pilbara). В этом материале содержались микроскопические углеродистые окаменелости. Второй — озёрные осадочные породы с Оркнейских островов, содержащие химические следы древних организмов. Третий кусочек представлял собой просто базальт — в качестве контрольного материала. Он был потерян в ходе спуска.
Первый экземпляр земной породы покрылся полмиллиметровой спёкшейся корочкой, но под ней остались нетронутыми окаменелости. Второй образец потерял треть массы, но сохранил в себе биомолекулы, рапортуют экспериментаторы.
А вот микроорганизмы Chroococcidiopsis, которыми учёные "засеяли" и первый и второй тестовые образцы породы, не пережили огненной купели. Правда, биологи нашли оставшиеся от бактерий микроскопические "угольки".
"Эксперимент Stone-6 свидетельствуют о том, что если марсианские осадочные метеориты несли следы прошлой жизни, эти следы безопасно достигнут Земли, — прокомментировала результат опыта Франсис. — Однако эти результаты выглядят более проблематичными, если применить их к панспермии. По крайней мере, два сантиметра скалы не являются достаточными для защиты организма в течение спуска".
впервые экспериментально продемонстрировано МГД преобразование кинетической энергии высокоскоростного воздушного потока в электрическую энергию в условиях, близких к условиям реального полета в верхней атмосфере и на этой основе сформулирована новая концепция (МГД парашют) оптимизации траектории снижения спускаемых аппаратов с целью существенного снижения интегральных и пиковых динамических и тепловых нагрузок на элементы спускаемого аппарата (Руководитель д.ф.-м.н. Битюрин В.А.).
Используемые сегодня технологии теплозащиты определяют в значительной степени стоимость спускаемого аппарата и ограничивают диапазон траекторий спуска. С другой стороны, наличие бортовой магнитной системы (что, конечно, требует решения весьма серьезных технических проблем, по крайней мере, при современном уровне технологии создания мощных магнитов) , которая может обеспечить умеренные по земным меркам магнитные поля порядка 1 Тл.
Это позволяет решить проблему снижения тепловых нагрузок двумя путями. Первый путь основан на хорошо известной с 60-х годов идее «отдаления» головной ударной волны от тела объемной силой, возникающей за счет МГД взаимодействия в области между ударной волной и телом. Как показывают теоретические оценки и результаты модельных наземных экспериментов (в которых, к сожалению, очень трудно создать условия, близкие к условиям реального полета) на этом пути можно добиться двух- или даже трехкратного снижения пиковой плотности теплового потока.
Другой подход основан на идее ускоренного торможения аппарата в верхних слоях атмосферы, где тепловая нагрузка даже при максимальной скорости полета еще достаточно невысока из-за низкой плотности воздуха с тем, что при прохождении наиболее «опасных» высот 35-45 км скорость аппарата была бы достаточно низкой (не более 4 км/сек).
Грубо говоря, МГД взаимодействия увеличивают «кажущийся» поперечный размер аппарата и вовлекают в торможение большую массу воздуха, что и предопределяет интенсификацию торможения в полной аналогии с парашютной системой. По этой причине концепция получила название МГД-парашют. МГД-парашют может обеспечить снижение пиковых и интегральных нагрузок по порядку величины.
Отметим, что практически в этой же конфигурации магнитной системы возникает реальная возможность получения существенной электрической мощности на борту за счет МГД преобразования кинетической энергии потока в электроэнергию. Этот процесс был неоднократно продемонстрирован в экспериментах в ЦАГИ на уникальной гиперзвуковой трубе с МГД-ускорителем.
журнал "Механика жидкости и газа"
В.А. Битюрин, А.Н. Бочаров. Магнитогидродинамическое взаимодействие при обтекании затупленного тела гиперзвуковым воздушным потоком// Изв. РАН. МЖГ. 2006. № 5. С. 188-203.
Рассмотрено гиперзвуковое МГД обтекание воздухом затупленного тела в присутствии внешнего магнитного поля. МГД воздействие на течение заключается в значительном увеличении отхода ударной волны от поверхности тела и в значительном снижении теплового потока в стенку (до 50%). Показано, что даже при наличии сильного эффекта Холла интенсивность МГД взаимодействия в плазме за ударной волной остается на высоком уровне, сравнимом с идеальным случаем отсутствия эффекта Холла.
Test placement of the flight PICA-X tiles on the first flight Dragon heat shield carrier structure. During reentry the lightweight tiles withstand temperatures as high as 2000 degrees Celsius (3620 degrees F).
Credit: SpaceX / Roger Gilbertson.
Некоторые теплозащитные плитки шаттла имеют электрическую связь с бортовыми чувствительными элементами, которые измеряют температуру и давление во время полета. На рисунке показана подготовка места приклеивания плитки с датчиком на поверхности корабля «Колумбия».
The OREX vehicle was launched and inserted into orbit by H-II rocket in February 1994. It was then re-enter the atmosphere after one revolution. The vehicle was collected experimental data during re-entry, transmitted after re-entry, and splashed down in the Central Pacific Ocean.
The OREX vehicle has a blunt-cone shape. The front of the vehicle, which is subjected to aerodynamic heating du-ring re-entry,is constructed of carbon/carbon material and ceramic tiles. These heat-resistant and thermal protective materials are planned to be used in HOPE.
Main Characteristics
Nose radius 1.35m
Diameter 3.40m
Height 1.46m
Weight Approx. 865kg at launch, Approx. 761kg at re-entry
перед отъездом я был на совещании по вопросам металлической ТЗП в ВИАМе, встречался с ведущими спецами, в т.ч. и приглашенным на встречу из НИИ "Графит".
Что же касательно металлической теплозащиты, то совещание было посвящено как раз ее недостаточной прочности. Проблема в том, что она хорошо работает на плоских поверхностях (на уровне опытных образцов), но все проблемы начинаются на кривых и сложных поверхностях - на сегодняшний день не удается обеспечить (технологией крепления) требуемую прочность для сохранения аэродинамических обводов.
...constructed of carbon/carbon material and ceramic tiles...