Татарин> Хорошо, скажем так: как учёный он был никто (не нравится "никто" - скажем так: как максимум заурядным учёным). И след оставил на другом поприще.
Ну, ближе к истине, но всё-таки не до конца.
Как ни крути, а формулу со счёта сбрасывать не стоит - даже в учебники вошла
И не только советские. След, куда тут деться?
Или та же невесомость и перегрузки, влияние на организмы - тоже в книжках по космобиологии и медицине непременно поминаются. И рассуждения, и опыты. Несмотря на то, что в чём-то он заблуждался - но был первым, и пригодные результаты получил. Как и, кстати, впоследствие независимо тот же Оберт - к-й на себе и гидроневесомость испытывал в ванной, покрутившись со шлангом во рту, предварительно наглотавшись скополамина.
Опять же, изобретение самой идеи ЖРД - куда отнесём? С одной стороны - вроде как и не совсем наука, но с другой - а турбодетандер Капицы, это что? К инженерии тоже толком не отнесёшь.
И т.д. и т.п.
То есть однозначно "чисто научный" след не очень велик в сравнении с прочим импактом на цивилизацию - но некорректно говорить, что он нулевой.
До кучи занятный штрих: в печати Циолковского часто - если не сказать всегда - именовали "профессором".
Можно бы сказать, что мол советская пропаганда.
Но! Так же именовали в ихней, западной печати и Оберта!
Хотя, конечно, оба ни разу не были профессорами (и Оберт тоже, хотя у него хотя бы официальная вышка была).
Вероятно, пишущим казалось, что на такие темы кто-то мельче профессора рассуждать просто не может, казалось это просто невозможным