Коллеги, мы как-то некорректно переключились на сравнение дорожной сети и качества ее покрытия СССР в предвоенное время и РФ. С тех пор много воды утекло. Количество личного автотранспорта на душу населения, поток пассажирских и грузовых автоперевозок колоссально вырос, соответственно волей-неволей росла и дорожная сеть.
Исходный вопрос топик-стратера был, насколько я помню, несколько иным - о влиянии распутицы на ведение активно-наступательных боевых действий на территории европейской части России.
В связи с этим хотел бы заметить, что проблемы у Вермахта начались именно в период распутицы, до этого качество и количество дорог не особо мешало. Но по странному стечению обстоятельств, к этому времени в 1941-м Вермахт понес и тяжелые потери как живой силе, так и в технике, что само по себе уже существенно снижало наступательные способности. Генерал Грязь и генерал Мороз тут оказались как-раз кстати для оправдания задержек и падения темпа.
Если оглянуться на весь период ВОВ, то эти две проблемы всегда возникают в германских мемуарах и отчетах, когда у них "что-то пошло не так". Так проще для всех.
А посему предлагаю делать определенную скидку на значение этой проблемы для течения боевых действий. Она не мешала Вермахту, когда они были на пике формы, не помешала она и РККА в 44-45-мм.
Впрочем, проблема проходимости крайне актуальна в РФ и сейчас. Я согласен с предыдущим коллегой, т.к. сам живу в Псковской области. Там есть несколько автотрасс магистральных с хорошим покрытием, но все остальное.... Оно мало отличается от 41-го по качеству. Тем более в период распутицы. Поверьте, это именно так и есть.
Кроме того, с тех пор масса броне техники существенно выросла. В 41-м у немцев не было Тигров и Пантер с их тоннажем, а основная транспортная и бронетехника имела небольшую массу.
Сейчас же масса всех ОБТ вероятного противника колеблется в пределах 54 - 62 тонны (для сравнения предлагаю ознакомиться с таковой у Т-90).
А теперь прошу вас ответить на несложный вопрос - а много ли в РФ с ее развитой системой рек и речушек в европейской части 60-тонных мостов?? И как долго протянут те немногие дороги "европейского" качества в период распутицы после прохождения по ним скажем пары танковых полков на Абрамсах? Кто потом сможет проехать по ним? Смею заметить, что танковая дивизия это не только и не столько сами танки, как еще и огромное количество машин снабжения и колесной техники мотопехоты и артиллерии и именно они определяют скорость передвижения колонны.