Второй этап испытаний, где будут оцениваться эксплуатационные характеристики комплексов «Ласточка», «Стрекоза», «Наводчик-2», «Элерон-10», «Иркут-10», «Орлан-10» и ряда других – всего восьми БЛА различных классов от 4 производителей – пройдёт в ходе учений в Южном и Западном военных округах, которые состоятся в октябре как на равнинной, так и в горной местности.
ВОПРОС:
А системы позиционирования на подобных аппаратах у вас стоят? И если нет,то каким образом решаються вопросы определения координат обнаруженого обьекта?
ОТВЕТ:
Уважаемый XXXXXX на «INDELA I.N.SKY» установлена гиро-стабилизированная оптико-электронная система с инфракрасной камерой и лазерным дальномером, такая как используется и на «INDELA EYE SKY». Гиро-стабилизированная оптико-электронная система работает совместно с полетным компьютером, который и делает все вычисления позиции цели. Совместная установка телевизионной и инфракрасной камер позволяет существенно повысить информативность получаемого изображения, а дополнение в виде лазерного дальномера - целеуказания дает возможность точного определения относительных координат цели. Расстояние до наблюдаемого объекта определяется дальномером. Ориентация камеры в сферической системе координат известна в любой момент времени благодаря инерциальной системе. Зная расстояние до наблюдаемого объекта путем несложных геометрических вычислений можно определить смещение по горизонтали и по вертикали относительно точки наблюдения.
«Новая газета», 18 октября. Пока в центре общего внимания оставались долгие переговоры с Парижем о будущей закупке десантных вертолетоносцев типа "Мистраль", на прошлой неделе в Тель-Авиве Россия тихо подписала не менее важное соглашение. В присутствии министра промышленности и торговли Виктора Христенко гендиректор Объединенной промышленной корпораций (ОПК) "Оборонпром" Андрей Реус и президент израильской корпорации Israel Aerospace Industries (IAI) Ицхак Ниссан (Itzhak Nissan) подписали контракт на 400 млн долл.: на поставку комплектующих и передачу технологий изготовления разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Производство БПЛА может быть развернуто предположительно на базе Казанского вертолетного завода, который принадлежит "Оборонпрому".
По сообщению пресс-службы IAI, выполнение контракта — самой крупной сделки по передаче России западных военных технологий со времен окончания Второй мировой и ленд-лиза — начнет выполняться в следующем году. Срок действия соглашения — 3 года, причем "Оборонпром" должен будет выплатить авансом 280 млн долл., а остальные 120 млн — по ходу выполнения работ. После подписания стороны высказались о том, что передача современных технологий очень укрепит сотрудничество двух ВПК, а также межгосударственные отношения.
IAI гордо опубликовала на официальном сайте фотографии с Христенко во время подписания контракта, хотя его визит не афишировался. Но определенные меры совместного информационного прикрытия были предприняты: в Израиле и в Москве стали утверждать, что БПЛА, мол, будут собирать для "гражданских экологов", для МВД и ФСБ, но не для Минобороны. Поскольку разведывательные БПЛА не несут никакого вооружения, их при желании можно всегда числить "гражданскими" и даже использовать для наблюдения за лесными пожарами. Но сделку с IAI пробивали не экологи с МВД, а руководство Минобороны, которому нужно позарез много беспилотных аппаратов для корректировки огня, оперативной и тактической разведки. И вообще, когда израильтяне помогут наладить серийное производство БПЛА, их дальнейшее использование будет внутренним делом РФ.
По словам главкома ВДВ Владимира Шаманова, в августе 2008-го над его войсками в Абхазии, которые готовились двинуться в Западную Грузию, постоянно висели БПЛА израильского производства, и сбить их не получалось. Грузины за два дня точно узнали, что готовится вторжение на втором после Южной Осетии фронте, и успели попрятать большую часть своего тяжелого оружия и увести войска. Российские генералы действовали без современных средств разведки и часто вслепую наносили удары в пустоту. Уже через несколько месяцев после войны ныне первый замминистра обороны Владимир Поповкин (ответственный за перевооружение) отправился в Израиль во главе военной делегации за БПЛА.
Переговоры шли трудно и долго. Израиль опасался передавать России новейшие технологии, и в Пентагоне высказывали сомнения. Пришлось сначала закупить у IAI, вроде как для испытаний, несколько партий различных БПЛА (до 50 штук), заплатив от 150 до 200 млн долл. Пришлось фактически отказаться от экспорта оружия в Иран и согласиться вернуть аванс 166,8 млн долл. за зенитный комплекс С-300, о чем недавно объявил Чемезов.
Общие расходы на совместную с IAI программу промышленной сборки БПЛА в России уверенно приближаются к млрд долл., но делать нечего — отечественные, по словам Поповкина, не могут сравниться с израильскими "ни по одному из параметров". Единственный принятый на вооружение отечественный БПЛА "Типчак", изготовленный концерном "Вега", летает недалеко (40 км) и низко в зоне поражения стрелкового оружия. Стоит он дорого, и картинку видеокамера выдает смазанную, а мотор трещит, как газонокосилка. В августе 2008-го, утверждает Поповкин, один "Типчак" своим грохотом сразу испугал и российских, и грузинских солдат, которые его дружно обстреляли. Говорят, именно "Типчак" в Гори привел в панику самого Михаила Саакашвили и его охрану, которая кинулась закрывать шефа телами. Могли решить, что летит целая аэромобильная штурмовая бригада на вертолетах.
Главком ВВС Александр Зелин вполне поддерживает Поповкина, но министр обороны Анатолий Сердюков высказался более дипломатично, что если оборонка будет в состоянии производить пригодные БПЛА, "то, пожалуйста, мы готовы их закупать". Совсем недавно гендиректор "Веги" Владимир Верба обещал скорый научно-технический прорыв и ликвидацию отставания от Запада в три года. Впрочем, если израильтяне помогут, может, и будет обещанный прорыв.
БПЛА в России пытаются делать многие, но выходит плохо, поскольку не из чего: нет нужных двигателей со слабым тепловым излучением, композитных радиопрозрачных материалов, современных наземных систем управления и обработки данных. Продолжать мастерить БПЛА из советских остатков или из коммерческих западных комплектов для авиамоделирования бесперспективно, и помощь IAI нужна срочно. А все заявления о будущем, совершенно самостоятельном, производстве БПЛА были, похоже, нужны прежде всего для давления на Израиль, чтобы тот побыстрее подписал контракт.
"Мистраль" не так нужен, как БПЛА, но и его купят. Такова теперь генеральная линия. Объявлено, что госрасходы на закупку нового оружия будут стремительно расти: с 380 млрд руб. в 2010-м до 980 млрд в 2013-м. Расходы на разработку новой техники (НИОКР) будут расти много медленней: от 107 млрд руб. в 2010-м до 186 млрд в 2013-м, а их доля в общем оборонном закупочном бюджете снизится с 22 до 16 процентов. Из цифр явно следует, что запланированное ускоренное перевооружение будет в значительной мере опираться на иностранные НИОКРы. Все точно так же, как в реформе автопрома.
Павел Фельгенгауэр
Новая Газета - NovayaGazeta.ru
В качестве повода для начала процесса расторжения договора с «Юнкерсом» была докладная записка директора ГАЗ № 1 Онуфриева от 11 марта 1926 года, адресованная Сталину, Куйбышеву и Ворошилову:
«Заказ концессионеру 100 металлических самолетов, приемка которых проводилась без предварительных испытаний в Научно-опытном аэродроме, и лишь после окончания всего заказа было передано 2 самолета на испытание,[262] которые были признаны: несоответствующими договорным условиям, в силу чего ни в какой мере не отвечающими требованиям, предъявленным к ним как к военным самолетам. Несмотря на такие отзывы компетентного органа как Научно-опытный аэродром самолеты все же были приняты на вооружение отрядов. В результате чего эксплуатация этих самолетов подтвердила недостатки, выявленные испытанием».
По личному указанию И. В. Сталина к расследованию всех обстоятельств «дела Юнкерса» было подключено ОГПУ. Вскоре были выявлены множественные случаи коррупции, в том числе и среди высших чинов УВВС РККА. Одним из наиболее яростных защитников интересов «Юнкерса» в СССР был начальник концессионного отдела УВВС инженер Г.К. Линно. В архивах сохранились его доклады и письма, адресованные Начвоенвоздухсил РККА Баранову, председателю РВС Фрунзе и членам Главконцесскома — в них он яростно требовал убрать с пути развития отечественной авиации «тот тупик требований, гарантий и предусмотрительности, которыми забронировались отдельные отделы и другие подразделения УВВС до отдельных сотрудников включительно, во избежание возможной ответственности за боевое или техническое несоответствие, требования эти в сущности условные и несоизмеримые по причине многочисленности органов, подытоживающих опыт, и не меньшей многогранности суждений в ВВС, не имеющих в свою очередь ни сложившейся школы, ни оформившейся рабочей дисциплины».
У ОГПУ был свой взгляд на причины симпатий инженера Линно к немецкой авиации:[263]
«В числе лиц, арестованных за последнее время по делу срыва работы на авиазаводах, находится инженер Линно — главарь и вдохновитель всяких взяточнических авантюр в УВВС и в Авиатресте. По заявлению тов. Олъского, этот «рыцарь» сознался в том, что он получал взятки от заграничных фирм. Взятки, конечно, дают недаром, и, надо полагать, что эти фирмы, в частности «Юнкерс», совместно с «героем» Линно — обкрадывали долгое время нашу казну, поставляя нам барахло. К сожалению, нам удалось лишь установить, что моторы и самолеты прибывали в таком виде, что без ремонта пустить их в эксплуатацию было нельзя…»
Кроме того, ОГПУ был арестован работавший в московском филиале «Юнкерса» Шолль, который на допросах сознался в подкупе представителей руководства советского воздушного флота.
Следствием было установлено, что Линно и его сообщники закупали за границей бракованное авиационное имущество, переплачивая за него при этом от 30 до 50% сверх стоимости, за что получали от «Юнкерса» и других иностранных фирм взятки. Иногда продукция закупалась по цене, в 10 раз превышающей ее реальную стоимость. Кроме того, ОГПУ выявило факт тесных внеслужебных связей инженера с представителями «Юнкерса» в СССР — они часто приходили к нему на квартиру, где в обстановке непринужденной беседы им передавалась важнейшая информация о текущем состоянии советской авиапромышленности, что безусловно укрепляло позиции фирмы при переговорах.[264]
Было также установлено, что Линно формулировал технические требования к заказываемым у «Юнкерса» самолетам таким образом, чтобы их нельзя было использовать в той области, для которой они предназначались. Он же содействовал закупке у фирмы более 100 небоеспособных самолетов по цене выше стоимости. Совместно с юрисконсультом Перетерским Линно протащил через руководство УВВС и Главконцесском договор о закупке бомбовозов (ЮГ-1) по цене, в 2,5 раза превышавшей их стоимость, за что получил взятку в размере 0,5% со всего оборота и отдельное денежное вознаграждение.
9 мая 1927 г. судебное разбирательство по «делу Юнкерса» было завершено. Решением Коллегии ОГПУ Г.К. Линно и группа его сообщников были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу.
«1. Привлечение концессионера признается нежелательным для производства предметов, идущих на военные надобности. Опыт с концессионером Юнкерсом показал, что трудно получить от концессионера самолеты тех систем и качеств, какие требуются для Военного Ведомства. На концессионера тратятся большие деньги в ущерб отечественной промышленности. На постановку производства концессионера требуется такое количество времени, в какое наша промышленность при финансовой поддержке правительства могла бы самостоятельно стать на ноги. При работе концессионера, последний стал бы пользоваться значительным количеством материалов, привозимых им из-за границы (поковки, сталь и т.п.). Таким образом на производстве этих материалов наша промышленность не специализировалась бы и у нас отсутствовала бы металлургическая база. Концессионер всячески отвиливал бы от обучения нашего персонала и не вводил бы в производство разных усовершенствований. Концессионер при всяких обстоятельствах получал бы прибыль на вложенный им капитал, а это ложилось бы большим накладным расходом на каждый произведенный им самолет или мотор. А главное, на случай военных осложнений мы навряд ли могли бы использовать в полной мере концессионное предприятие.
2. Поэтому более целесообразным является привлечение из-за границы инженеров-производственников с большим производственным стажем. Приглашение опытных конструкторов. Приглашение опытных мастеров. Тут мы имеем то преимущество, что можем расстаться с любым из них. ести он не даст нам того, что от него требуется. Такие специалисты будут обучать наш технический персонал....
3. Наконец, является весьма полезным закупать лиценз [лицензию] на мотор или самолет, который признается необходимым внедрить в наше производство. До сих пор в этом деле была чрезвычайная инертность и отсталость. Продвинуть это дело — является требованием момента.
4. Посылка наших специалистов за границу на практику тоже должна дать нам определенный положительный эффект...»