3 марта 2017 года в Москве прошёл II Международный форум по коммерческой космонавтике. Пара сотен участников (из которых больше половины — пресса), десяток стендов, два зала с выступающими. Увы, пока это максимум для российской частной космонавтики. Если вкратце резюмировать, то коммерческий космос в России есть, но он находится в зародыше, несмотря на все усилия работающих в нём людей переломить ситуацию.
На основной сессии был поднят вопрос, который интересовал всех, кто находился в зале: "Российская космонавтика: выбирая Путь в Будущее". Важность этого вопроса организаторы форума подчеркнули, написав слова "путь" и "будущее" с большой буквы. Однако настоящее оказалось куда жёстче.
И если Игорь Буренков (директор Департамента информационной политики и СМИ в ОАО "Объединённая ракетно-космическая корпорация") в своём вступительном слове старался стелить гладко да мягко, то дальше пошла совсем другая история. Представители государственного сектора российской космонавтики с самого начала постарались отсечь все возможные "сложные" вопросы. "Начали мы совсем недавно", "опыта взаимодействия нет", "нам бы "лет триста", как в США, на выстраивание подобного взаимодействия" и "вообще бизнес должен сам приходить и приносить готовые варианты".
На вопросы о том, собирается ли "Роскосмос", как NASA, устраивать тендеры, в которых сможет участвовать частная космонавтика, представители государства ещё раз попросили не сравнивать. И вообще, "нельзя слепо копировать" западный опыт. Вот либо государственно-частное партнёрство (ГЧП), которое так в российских реалиях и не заработало ни в одной из сфер, либо постройте спутник, запустите, убедитесь, что он приносит прибыль, убедите в этом нас, и только тогда мы подумаем, стоит ли с вами сотрудничать.
Дмитрий Пайсон вообще в своей речи словно случайно оговорился. Он сказал, что не нужно относиться к "Роскосмосу" как к бизнес-игроку. На самом деле это регулятор, который не заинтересован в получении прибыли. Вот был бы "Роскосмос" бизнесом, он бы давно "зачистил поляну", так что живите себе спокойно и радуйтесь. На прямые вопросы Сергея Иванова из Dauria Aerospace, как в сказке про белого бычка, снова и снова предлагалось подождать, "смотреть широко вбок" или вообще идти на внешние рынки и зарабатывать там. В итоге все остались при своём.
В это же время в соседнем зале ведущий инженер частной компании "Спутникс" рассказывал о том, как они на коленке в самостоятельно созданной "чистой комнате" силами нескольких инженеров собирали свой первый спутник. И как пришлось выгонять вечерами работников, потому что они даже готовы были спать на своих рабочих местах, лишь бы успеть доделать работу.
Дмитрий Пайсон и Игорь Буренков. Фото: © L!FE
Дмитрий Пайсон и Игорь Буренков. Фото: © L!FE
И между этими залами чувствовалась огромная пропасть. Госкорпорации просто неинтересно возиться с частным бизнесом, растить его, думать на перспективу, инвестировать. Есть бюджет на год — его осваивают. Нет — сидят и ждут, пока он появится. Просто проблемы первых и вторых находятся не просто в разных плоскостях — это разные вселенные.
В одной вселенной приспосабливаются использовать нитку для раскрытия солнечных батарей, тестируют приборы для ориентации в космосе и делятся советами, как можно создавать наноспутники при минимуме вложений. Во второй говорят о синергии, "интернете вещей" и миллиардных рынках.
Поэтому если российская частная космонавтика и сможет выжить, то лишь опираясь на собственные силы, у государства такой задачи просто нет. И тем радостнее слышать о создании ГК "Галактика", которая уже подобрала в свою структуру несколько интересных частных проектов и S7, показывающую невиданные для российского частного космоса масштабы вложений.
Люди, заболевшие космосом, в России есть. Они хотят создавать, запускать и пытаться заработать. Их мало, но глаза горят почти у всех, с кем удалось пообщаться. Они готовы не спать ночами, чтобы успеть к сроку, и, вполне возможно, уже скоро мы будем гордиться их успехами. Важно, чтобы они понимали: помогать им никто не будет, в идеале просто не будут мешать. А ведь могли бы и "поляну зачистить"!
For the first time, we've shipped a complete #LauncherOne rocket (minus only payload and fairing) from our rocket factory. This particular wonderful machine is supporting fueling and integrated stage testing. pic.twitter.com/9FgkdwSKki
— Virgin Orbit (@Virgin_Orbit) November 9, 2017
Михаил Борщёв @mborshchev
В ответ @Zelenyikoteyka
Арианэспасу Союзы достаются примерно за М$48-50. Ещё 1-2 млн обходятся работы по обеспечению пуска в Гвиане.
На тендеры они выставляют цену порядка 70 млн.
Себестоимость Союза с Фрегатом на сегодня около 42-44 млн.