ЛаГГ-3 бортовой LG-1 финских ВВС.
В составе финских ВВС летало немало советской трофейной техники, добавляя разнообразия в и без того весьма пестрый летный парк. Имелись и ЛаГГ-3. Три самолета входили в состав LeLv 32 и летали с бортовыми номерами LG-1, LG-2, и LG-3. Самолеты были разных серий и все были восстановлены из машин совершивших вынужденную посадку.
ЛаГГ-3 бортовой LG-1.
4 февраля 1942 года ЛаГГ-3, бортовой номер "29" красный из состава 4-го зап совершил вынужденную посадку на льду Ладожского озера. Пилот - старший лейтенант П. Финогенов взят в плен. Самолет был восстановлен, получил бортовой номер LG-1 и летал в составе финских ВВС.
ЛаГГ-3 бортовой 29 в зимнем камуфляже.
Такова наиболее распространенная информация по данному самолету, тиражируемая из поста в пост. К ней есть вопросы.
Бортовой номер на киле нанесен прямо на звезду, как то трудно предположить что его можно было прочитать на фоне безусловно красной звезды, будь он красным . Так что вариант черного номера куда как правдоподобней.
Не очень ясно почему упоминается 4-й зап (запасной авиационный полк), поиск привел к такому результату:
Да, имелся 4- зап, входил в состав 15-й авиационно-технической базы. База располагалась в Красноярске и была конечным пунктом северной трассы поставок импортной авиатехники, легендарным Алсибом. 4-й зап предназначался для обучения летного состава на полетах на импортной технике. Вряд ли данный ЛаГГ-3 мог быть из этого зап.
Имелся 4-й зиап (запасной истребительный авиационный полк). Создан в июле 1941 г. в районе Курска на основе 161-го резап в составе 5 учебных эскадрилий. Специализировался на формировании и переподготовке частей, вооруженных истребителями МиГ-3. В начале сентября 1941 г. парк полка был пополнен и Як-7. В марте 1942 года базировался в Моршанске. Данная часть тоже как то не подходит на роль подразделения, из которого был искомый ЛаГГ-3.
Ну и 4-й иап. Сформирован 21.04.39 года в Бобруйске, был вооружен И-16 и И-15. Осенью 1939 года принимал участие в Польской кампании РККА. В декабре 1939 года прибыл на финский фронт в состав ВВС 8 армии. Накануне Великой Отечественной войны входил в состав 20 сад, был вооружен И-153, И-16 и МиГ-3. Базировался в Григориополе (И-153 и И-16) и в Кишиневе (МиГ-3). Действовал на Южном фронте. В конце 1941 года. переброшен под Ярославль, перевооружен на истребители "Харрикейн". Вошел в 147 иад системы ПВО Ярославля и Рыбинска. В начале марта 1942 г. вместо пулеметов винтовочного калибра на "Харрикейны" были установлены две 20-мм пушки ШВАК и два 12.7-мм пулемета УБТ. Тоже не вариант для рассмотрения хотя и повоевал с финнами.
В общем вопрос из какой воинской части был ЛаГГ-3 с бортовым номером «29» остается открытым.
Интересно так же то, что не упоминается причина вынужденной посадки. Скорее всего она явилась либо следствием технического отказа, либо пилот заблудился и садился по выработке топлива.
Проверить звание, фамилию летчика, а так же выяснить его дальнейшую судьбу не удалось. Информации о нем в инете не имеется.
Эвакуация ЛаГГ-3 с места посадки в районе Аунус в феврале 1942 года.