VAS63> И не только. Сейчас ведется целенаправленная работа "наших партнеров" по объявлению Севморпути международным и свободным для прохода.
VAS63> В истории были случаи, когда для такого было достаточно всего нескольких прецендентов. Два-три бесконтрольных прохода иностранных судов проливом - и он может быть объявлен международным.
Вот интересный материал о статусе Северо-Западного прохода, поясняющий притязания "наших партнеров" на объявление Севморпути международным.
Юридический спор о статусе Северо-Западного прохода не ставит под сомнение его принадлежность Канаде: этот морской путь огибает тысячи бесспорно канадских островов. Суть проблемы в другом — США на протяжении долгого времени считают, что проход отвечает правовым критериям международного пролива, поскольку соединяет две части открытого моря (Северный Ледовитый и Атлантический океаны) и используется для международного судоходства. С этой точки зрения водный путь считается канадской территорией, но иностранные суда имеют право транзитного прохода через него. Это сродни британской практике, предоставляющей право беспрепятственного прохода по земле, находящейся в частном владении.
Канада же настаивает на том, что проход является внутренними водами и имеет тот же юридический статус, что и река Оттава или озеро Виннипег. Соответственно, иностранные суда обязаны запрашивать разрешение на вход в эти воды и на всем протяжении пути находиться в юрисдикции Канады.
Особенностью Севморпути является также то, что он частично проходит через воды, объявленные Россией внутренними, т.е. воды, в которых не может использоваться право мирного прохода, в частности внутренними водами РФ являются проливы Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева и Санникова.
США, в свою очередь неоднократно заявляли о своем несогласии с объявлением этих проливов внутренними водами.