«В настоящий момент установлено, что сигнал “тревога” был объявлен руководителем полетов через 80 секунд после посадки потерпевшего крушение борта 89098, хотя по нормативным актам это должно быть сделано сразу после получения тревожного сигнала от SSJ-100, и во всяком случае — до начала снижения воздушного судна», — сказал источник.
Техника аэропорта оказалась не готова к посадке аварийного SSJ-100
По словам источника, следствие уже установило, что первый прибывший к горящему SSJ-100 спасательный автомобиль выехал из депо, а не с точки сбора аварийно-спасательных формирований — она находится в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы.
Более того, по имеющейся информации, на точке сбора в момент посадки аварийного борта техники вообще не было.
Собеседник «Ленты.ру» также отметил: несмотря на то, что посадка SSJ-100 предполагалась в штатном режиме, с борта 89098 был подан сигнал бедствия, получив который спасатели обязаны были вывести технику. Но этого, как следует и из показаний сотрудников, и из данных объективного контроля, в полном объеме сделано не было.
В пожарных машинах не оказалось пенообразователя
Еще один нюанс, о котором стало известно следствию, связан с аварийно-спасательными автомобилями Elefant, которые должны были тушить горящий SSJ-100. По словам источника «Ленты.ру», в первые шесть минут из шести машин были задействованы лишь две, причем они оказались загружены водой, а не пенообразователем, необходимым при тушении разлившегося топлива.
«Таким образом, оглашенные некоторыми работниками гражданской авиации данные о том, что действия аварийно-спасательных формирований соответствовали установленным правилам, мягко говоря, преувеличены, и до настоящего времени материалами следствия не подтверждены», — подчеркнул собеседник издания.
Действия аварийно-спасательных служб не соответствовали нормативам
Как следует из нормативных документов, аварийно-спасательные подразделения должны находиться на точке сбора и начинать движение вслед за аварийным самолетом по рулежным дорожкам без дополнительных команд. Движение подразделений начинается в тот момент, когда воздушное судно пролетает мимо них — таким образом сводится к минимуму угроза самим спасателям.
Спасательный норматив прибытия «не более трех минут в любую точку взлетно-посадочной полосы (ИВПП)» предусматривает начало тушения пожара, а не прибытие первого автомобиля. При этом три минуты даются именно на движение с точки сбора, а не на выезд из депо, как было 5 мая, в день катастрофы SSJ-100 в Шереметьево.
хотя по нормативным актам это должно быть сделано сразу после получения тревожного сигнала от SSJ-100, и во всяком случае — до начала снижения воздушного судна
Широкий проход между кресел выбран из соображений авиационной безопасности: ширина Trolley (тележки для еды) + 1 пассажир. Это связано с отсутствием на самолете аварийных выходов на крыло. Такое решение было принято изначально. Наличие аварийных выходов на крыло ограничивает конструкторов при формировании компоновки салона. В районе выходов на крыло всегда должен оставаться увеличенный шаг установки кресел. Плюс в районе выхода может появиться ряд кресел с неоткидывающимися спинками. При этом авиационными правилами при компоновке самолета до 110 кресел допускается не делать аварийные выходы на крыло, если в ходе специальных испытаний на аварийную эвакуацию пассажиры уложатся в пределы специальных нормативов. Это порядка 90 секунд. Благодаря широкому проходу испытания прошли без травм, а все нормативы были выполнены. Ширина прохода на самолете Суперджет составляет 510 мм, а высота салона равна 2,13 м.
кронштейн крепления ГЦ управления правой ООШ отделен от заднего лонжерона
и находится над кессоном консоли в висящем положении (Рис. 15). После отделения
кронштейна крепления ГЦ управления ООШ в стенке лонжерона образовалось отверстие,
через которое происходило вытекание топлива из топливного бака правой консоли (Рис. 16);
кронштейн крепления ГЦ управления левой ООШ отделен от заднего лонжерона
и находится над кессоном консоли в висящем положении (характер отделения и
повреждения аналогичен правой ООШ);