Отклик на статью «Будущая «вертикалка» уже летает»Истребитель с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) включен в Государственную программу вооружения. В газете «ВПК» отмечено, что разработка ведется по поручению Верховного главнокомандующего и в настоящее время находится в стадии концептуальных моделей и прототипов.
// vpk-news.ru
Модернизация силовой установки самолета Як-141, в основном за счет замены двух подъемных двигателей (в значительной степени определяющих качество самолета КВВП) на один более совершенный. Созданный НТЗ по сокращению числа ступеней лопаточных машин за счет повышения удельной нагрузки на ступень, существенного увеличения температуры газа перед турбиной, новые конструктивные решения позволяет рассмотреть возможность создания двухконтурного ТРД (ТРДД) с увеличенной тягой как альтернативу двум существующим подъемным ТРД с сохранением длины. При этом диаметр входа примерно такой же, как у подъемного вентилятора американского F-35B. Удельный расход топлива может быть снижен на 40 процентов, а удельная масса – на 30. Необходима расчетно-конструкторская проработка самолета с такой силовой установкой.
Наиболее перспективным является создание принципиально новой комбинированной силовой установки (КСУ) с изменяемым рабочим процессом на базе НТЗ по газотурбинным двигателям (ГТД) V поколения. В США ведутся работы по созданию силовой установки с изменяемым рабочим процессом для модернизации самолетов типа F-35. Двигатель должен изменять степень двухконтурности в зависимости от режима полета. В идеале на «дозвуке» – это ТРДД, а на «сверхзвуке» – ТРД. На самолетах V поколения – F-22, F-35 (США), Т-50 (Россия) впервые предусмотрен сверхзвуковой крейсерский полет. Его высокая эффективность может быть обеспечена бесфорсажным режимом работы современного ГТД. Уровень параметров ГТД V поколения (прежде всего это температура газа перед турбиной), выполненного по традиционной схеме двухконтурного форсажного двигателя (ТРДДФ), сможет обеспечить на бесфорсажном режиме скорость полета, соответствующую числу Мп, на уровне примерно 1,5–1,7. Однако известно, что для ГТД максимальная дальность полета обеспечивается при Мп более 2 (СПС Ту-144). Следует отметить, что при замене ТРДДФ на ТРД (последние образцы сверхзвукового самолета Ту-144) почти в два раза увеличилась дальность полета. На крейсерском режиме Мп=1,6 будет явный проигрыш в дальности полета.
КСУ выполняется на базе ТРДД с выносным модулем ТРД, запитанным воздухом второго контура. Такой модуль за счет поворотных сопел создает вертикальную тягу, как подъемники на Як-141 (за кабиной), маршевую тягу и может работать в автономном режиме как второй двигатель. Такую концепцию компромиссной силовой установки можно назвать «полтора двигателя». Работа КСУ в режиме ТРД (выносной модуль включен) еще и решает задачу экономичного сверхзвукового крейсерского полета. Это добавляет самолету универсальности. Демонстратор подобной КСУ (с выносным ТРД) был успешно испытан в Рыбинском КБ моторостроения в 80-х годах.
В результате предварительной расчетно-конструкторской проработки установлено:
крейсерский сверхзвуковой режим полета самолета с КСУ может выполняться на М=2,0–2,2 (уточняется по результатам проработки самолета);
при крейсерском сверхзвуковом полете снижение удельного расхода топлива КСУ по сравнению с ТРДДФ (форсажный режим) может достигать 27 процентов;
надежность и живучесть КСУ соответствуют двухдвигательной силовой установке.
Закрытие проекта Т-4, также известного под названием «100» или «Сотка», ощутимо ударило по конструкторскому бюро им. П.О. Сухого. Эта организация намеревалась расширить спектр своих проектов при помощи нового дальнего бомбардировщика, однако ряд причин экономического, технического и, вероятно,
// topwar.ru
Еще одной оригинальной идеей стали т.н. двухтрубные турбореактивные двигатели. Альтернативное название системы, более полно отражающее ее суть, – двигатели с изменяемой степенью двухконтурности. Два двухтрубных ТРД разработки Рыбинского КБ моторостроения должны были обеспечивать самолету расчетную тягу на уровне 22000-23000 кгс каждый. Двигатель с изменяемой двухконтурностью имел в своем составе два модуля, каждый из которых являлся самостоятельным ТРД. Принцип работы такого двигателя выглядит следующим образом. Основной модуль через общий воздухозаборник нагнетает атмосферный воздух. В режиме максимальной двухконтурности весь воздух поступает в основной модуль, где разделяется на два потока: один идет в камеру сгорания, другой минует ее. Для понижения степени двухконтурности открываются специальные заслонки за первыми ступенями основного компрессора и часть воздуха перепускается во второй модуль. Одновременно с этим закрывается выпускное устройство второго контура первого модуля. Таким образом, оба модуля ТРД начинают работать в одноконтурном режиме, обеспечивая необходимую тягу.
Гм.. куда же они эти поворотные сопла выносить собираются?
Разве что "трёхтрубный" и как-то так: