И вновь — пресса всегда была довольно откровенна насчет убийственного потенциала «Циркона» для авианосцев. Но о чем она (никогда?) не упоминает, так это о политических и стратегических последствиях от развертывания «Циркона» — отныне у России есть легкие и высокоценные американские цели, которые можно уничтожить в любое время, когда России этого захочется. Можете рассматривать американский авианосный флот как сборище 10 американских заложников, которых русские могут расстрелять в любой момент. И вот что важно — нападение на американский авианосец не будет ни атакой на американскую территорию, ни ядерной атакой. Но психологический шок от такой атаки вполне может быть сопоставим с (ограниченной) ядерной атакой на территорию США.
Это, с одной стороны, сильно сдерживает желание России нанести удар по американским авианосцам, поскольку Россия подвергнется жестким ответным мерам (возможно, включая ядерные удары). С другой стороны, однако, с точки зрения «эскалационного доминирования» это положение вещей дает огромное преимущество России, ведь в распоряжении США нет никаких российских целей, актуальная и символическая ценность которых была бы сравнима с ценностью американского авианосца.
У них же все действия во время военной кампании в Ираке были с кораблей. Это только сейчас они развернули авиационную базу в Катаре", — говорит эксперт.
В операции «Буря в пустыне» авиакрылья шести авианосцев совершили 18 117 боевых вылетов.
За этот же промежуток времени самолеты сухопутного базирования совершили свыше 98 тысяч боевых вылетов над Ираком и Кувейтом.
Суммарный вклад шести АУГов оказался на уровне 15% от боевой работы ВВС Многонациональных сил.
...
Авианосные самолеты сбросили на Ирак около 10 тыс. тонн бомб.
За это же время самолеты ВВС высыпали на головы иракцев 78 тыс. тонн
К такому выводу блогера подтолкнуло сообщение о нахождении в нейтральных водах близ Гавайских островов БПК «Адмирал Виноградов» с судами обеспечения. Экипаж наблюдал за американским УДК «Америка» и ДВКД «Сан-Диего» (основой экспедиционной ударной группы).
«Слежение велось с расстояния в одну-две морских мили (1,85-3,70 км), временами сокращавшегося примерно до километра», – цитирует блогера газета Взгляд.
«ВМФ России, похоже, возвращается к хорошо отработанной во времена СССР практике нейтрализации ударных группировок ВМС вероятного противника путем угрозы уничтожения их ядра несбиваемым залпом ПКР с близкого расстояния (почти в упор)», – пишет автор.
«Легко представить, что будет с перегруженной топливом "Америкой" (универсальный десантный корабль) с готовящейся к взлету (и опять же заправляющейся) авиагруппой после попадания, скажем, четырех 85РУ УРК-5 "Раструб", одна из которых с большой степенью вероятности будет оснащена СБЧ (специальные боевые части ракет с ядерным зарядом) – по крайней мере, так должен считать противник», – говорится в статье.
«Подобная угроза (всего лишь угроза) на расстоянии прямой видимости, при выполнении соответствующего навигационного маневра и открытых крышках ПУ КТ-100М (пусковые установки ракет УРК-5 "Раструб") может запросто сорвать очередную операцию гегемона с целью насаждения демократии там, где этого делать не надо»
Президент СССР М. Горбачев 5 октября 1991 г. отреагировал на выступление Дж. Буша принятием ответных мер со стороны Советского Союза. Конкретно, М. Горбачев взял следующие обязательства:
– уничтожить все ядерные артиллерийские боеприпасы, ядерные заряды для тактических ракет и ядерные мины;
– удалить все тактические ядерные вооружения с надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок. Эти вооружения должны храниться в местах централизованного хранения наряду со всеми ядерными вооружениями, предназначенными для самолетов авиации ВМС, базирующихся на суше;
– отстыковать ядерные боеголовки от ракет системы противовоздушной обороны и поместить эти боеголовки в пункты централизованного хранения. «Определенная часть» этих боеголовок должна быть уничтожена.
Президент России Б. Ельцин 29 января 1992 г. подтвердил обязательства, взятые М. Горбачевым
– уничтожить все ядерные артиллерийские боеприпасы, ядерные заряды для тактических ракет и ядерные мины;
– удалить все тактические ядерные вооружения с надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок. Эти вооружения должны храниться в местах централизованного хранения наряду со всеми ядерными вооружениями, предназначенными для самолетов авиации ВМС, базирующихся на суше;
Столкновение случилось во время рутинного для Холодной войны процесса сопровождения - советский корабль "висел" над душой британца, контролируя его действия. Это был обычный режим боевой службы - авианосцы противника в водах, откуда они могли нанести удар по территории СССР или его союзников в Восточной Европе, всегда получали сопровождение - становясь целями для возможной атаки советского флота и авиации.
Советским эсминцем управлял молодой вахтенный офицер в звании лейтенанта, старший помощник командира в это время (уже по данным других источников) приводил в порядок документы секретной части корабля. Тем не менее, на "Арке" решили начать полеты. авианосец повернул вправо, на ветер - в сторону советского эсминца, дав сигналы "не могу уступить дорогу" и "веду полеты авиации", и увеличил ход до 22 узлов. Момент поворота в темноте не был замечен вовремя, и быстро увеличить ход до полного эсминец не мог - на ввод турбины в любом случае требовалось время. Выбежавший на мостик командир повернул "Бравого" влево, пытаясь увернуться от приближающегося авианосца. Этот маневр отчасти помог - корабли столкнулись, "Арк Ройял" "протерся" носом с левого борта по кормовой части левого же борта "Бравого". В случае, если бы эсминец продолжал идти как шёл, удар, скорее всего, пришёлся бы прямо в борт - со всеми вытекающими последствиями
"Бравый" после ремонта вернулся в строй и активно использовался до конца 1970-х. В Британии состоялось свое судебное разбирательство, но командир авианосца кэптен Рэй Лиго был оправдан. Инцидент ограничился взаимными нотами с обеих сторон.
А опасные маневры... они и сейчас никуда не делись. Вот, например 2016 год - американский эсминец "Грейвли" подрезает российский фрегат "Ярослав Мудрый" всё в том же Средиземном море.