I.F.> Ну и если посмотреть все что построили за последние 5-10 лет, получается неплохой флот...
Да, но он строился в экстренном режиме - лишь бы заткнуть дыру, образовавшуюся в результате полутора десятилетий фактического отсутствия обновления флота.
I.F.> Так что, если продолжать в таком же темпе, ...
...то можно надорваться.
Стране и так тяжело сейчас.
I.F.> А какой состав флота по Вашему "по средствам"?
Я уже где-то с месяц об этом пишу, но повторюсь: за ориентир можно (и нужно) взять размер ВВП по ППС, сравнить с другими крупными странами (например, США, Францией, Великобританией) и пропорционально уменьшить/увеличить их флоты.
Например, у нас ВВП по ППС примерно в 1,5 раза больше, чем во Франции или Великобритании, но в 4,5 раза меньше, чем в США.
АПЛ
При этом у США 81 АПЛ, у Франции и Великобритании - по 10. Применяем пропорцию, получаем, что для нас "по средствам" - 15...18 АПЛ.
Минимум миниморум (чтобы в любой момент времени одна была на боевом дежурстве в районе боевого патрулирования) - 4 ПЛАРБ. Именно по столько имеют Франция и Великобритания. У нас уже построены или строятся 8 ПЛАРБ.
Принимая во внимание, что это вдвое больше, чем минимально достаточное количество и что все остальные АПЛ у нас уже достаточно старые, а кроме ПЛАРБ, нам нужны и АПЛ спец назначения, то, полагаю, что 2 из 8 корпусов "Бореев" имеет смысл переделать в спецАПЛ (носители АГС).
Тогда у нас получится 6 ПЛАРБ, что может позволить нам иметь в любой момент времени в районе боевого патрулирования не менее 2 ПЛАРБ. Этого вполне достаточно для обеспечения стратегического сдерживания.
Вероятно, следующее поколение ПЛАРБ будет оборудовано автономными необитаемым аппаратами, которые обеспечивали бы освещение подводной обстановки вокруг ПЛАРБ и могли бы применяться для обороны ПЛАРБ от АПЛ противника. Но пока этого не произошло на каждую ПЛАРБ придётся выделять минимум одну ПЛАТ. А так как ПЛАТ мы не производим, то заниматься этим прикрытием придётся МЦАПЛ "Ясень". Следовательно, нам понадобится, по меньшей мере, 8 МЦАПЛ. На сию у нас построено, строится или заказано 9 "Ясеней".
Итого получается 6 ПЛАРБ, 2 спецАПЛ, 9 МЦАПЛ - всего 17 единиц, то есть как раз укладывается в заданный интервал "15...18 АПЛ".
Причем, ПЛАРБы, вероятно, будут введены в строй к 2024 году примерно; МЦАПЛы - примерно к 2028 году.
Время заменять "Бореи" придёт примерно в середине 2040-ых, заменять "Ясени" - в начале 2050-ых.
Что же делать? Останавливать на 15...20 лет производство АПЛ? Да за это время все компетенции будут растеряны, сложно будет восстанавливать. Поэтому, вероятно, имеет смысл продолжать потихоньку производить АПЛ: сдавать примерно одну АПЛ раз в 3 года. Учитывая, что стапельный период на Севмаше занимает примерно 6 лет, значит на стапеле единовременно должно находиться 2 лодки. Т.е. фактически под их производство будет занята одна линия одного дока цеха №50 на Севмаше.
При этом, возможно, имеет смысл все МСЯС сосредоточить на КСФ
НАПЛ
О ДЭПЛ я уже высказался
здесь.
Вкратце:
- сейчас у нас более 20 НАПЛ;
- к концу 2020-ых все старые (пр.877) по достижении 35-летнего срока службы будут заменены - останется 12 пр.636.3 и 6 пр.677.
Это достаточно, чтобы иметь по бригаде (6 ПЛ) на ДКБФ, КЧФ и КТОФ. КСФ обойдётся - у него будут МЦАПЛы.
НАПЛы примерно втрое дешевле АПЛ, поэтому получается, что эти 18 штук НАПЛ примерно соответствуют 6 АПЛ. Добавляем их к вышеназванным 17 АПЛ, получается 23 АПЛ; это больше, чем может себе позволить Россия (интервал 15...18, как вы помните). Это скорбный факт, но факт.
Вместе с тем, если количество ПЛАРБ ограничить 4 штуками + 2 спец АПЛ + 6 МЦАПЛ, то суммарно получится 12 АПЛ. Плюс 18 НАПЛ образуют 18 / 3 = 6 "расчётных АПЛ" - всего выходит 18 "расчётных АПЛ". Как раз столько, сколько может себе позволить Россия.
Надводные многоцелевые корабли
Опять же, давайте применим пропорцию по ВВП по ППС.
США - 91 единица крейсеров (22) и эсминцев (69).
Франция - 14 "тяжелых фрегатов" и эсминцев, 11 "легких фрегатов" (всего 25),
Великобритания - 6 эсминцев и 13 фрегатов (всего 19).
Крейсера и эсминцы примерно вдвое дороже, чем "фрегаты", поэтому пропорция в "расчётных фрегатах" получается примерно такая:
- США - 182,
- Франция - 25,
- Великобритания - 25,
- Россия (1/4,5 от США или 3/2 от Франции или Великобритании) - 38...40.
Обратите внимание, что пропорция снова сошлась довольно-таки точно!
38...40 фрегатов - это значит, что мы можем каждый год вводить в строй по одному фрегату. Это нам по карману.
Минус 2 "расчётных фрегата" - меняем их на 4 корвета для Каспия.
Ещё минус 3 "расчётных фрегата" меняем на 6 корветов для Балтики.
Остальные 33 "расчётных фрегата" на 3 флота = по 11 фрегатов на каждый флот. Это довольно значительная сила. Пожалуй, что даже избыточная.
УДК / ДВКД
США - 9 УДК, 12 ДВКД, 12 LSD (всего 31);
Франция - 3 ДВКД;
Великобритания - 3 УДК, 3 LSD (всего 6)
Россия (1/4,5 от США; 3/2 от Франции или Великобритании) = 5...7 УДК/ДВКД/ДКД.
Если разделить на 4 наших флота, то получится по 1...2 УДК/ДВКД/ДКД на каждый флот. Разумеется, что такой ерундой никто страдать не станет и вместо такого одного большого УДК/ДВКД/ДКД каждый флот получит 3...4 БДК.
Авианосцы
США - 11
Франция - 1
Великобритания - 2
Россия - 2...3
Т.е. получается, что у нас могут быть 2...3 авианосца. Но это получается за счёт радикального сокращения количества АПЛ (см. выше).