От редакции: Тоннаж — не главное
Ведомости 05.05.2006, №80 (1607)
Россия снова выбирает путь развития военного флота. Конечно, сейчас у нас больше выходов к морю, чем при Петре I. Но меньше, чем при Николае II или в 1970-1980-е гг. Москва стоит перед дилеммой — идти по пути паритетного противостояния с Западом или отказаться от устаревшей идеи. Метания опасны. Тем интереснее прислушаться к соображениям главкома ВМФ России адмирала Владимира Масорина, высказанным во время его недавней поездки в Татарстан.
Адмирал уверен, что Россия в ближайшие 10 лет может построить боеспособный и современный флот. “Пусть не 1000 кораблей, как раньше, а менее 300, но это должны быть новые современные суда”, — сказал Масорин. Изменения коснутся всех классов кораблей — от атомных крейсеров до катеров. В обозримом будущем на смену 12 подводным ракетоносцам проекта БДРМ придут шесть атомных подводных лодок проекта 955 “Борей”, первая из которых — “Юрий Долгорукий” — должна войти в строй в нынешнем году. Специалисты уверены, что шесть новых субмарин смогут обеспечить такой же ответный удар, что и 12 АПЛ, построенных в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Их конструкция учитывает уроки последних катастроф отечественных субмарин — в спасательную капсулу поместится весь экипаж, более 100 человек.
В российской истории было немало примеров пренебрежения флотом. В начале 1920-х гг. на металл разобрали новый линкор “Полтава” и четыре линейных крейсера типа “Измаил”. В 1950-1960-х гг. из-за поспешного решения Никиты Хрущева отправили на слом несколько крейсеров и почти готовый авианосец. Наконец, не всегда было обоснованным списание кораблей в 1990-е гг. Надо думать, что повторения прошлого не будет. Атомный ракетный крейсер “Петр Великий” и тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” останутся в строю.
Но новые крупные корабли — авианосцы (у США их сейчас 12) и крейсеры флот в ближайшее время заказывать не будет. Намечена постройка 20 многоцелевых корветов и такого же количества фрегатов, оснащенных высокоточным вооружением. Наконец, будут строиться малые боевые корабли с мощным вооружением (типа “Дагестан”), способные нести боевую службу в Каспийском и Черном морях.
Похоже, что российские флотоводцы ставят себе адекватные задачи и видят пути их решения. Они отказались от глобального противостояния с американским ВМФ, когда СССР рассылал корабли по всему мировому океану. Главное внимание уделяется созданию флота, способного быстро реагировать на реальные вызовы современности — возможные агрессивные действия непредсказуемых режимов вблизи южных границ России или террористической опасности. Впрочем, и при разумных запросах проект модернизации военного флота недешев. Одна АПЛ, по оценкам экспертов, стоит от $1,1 млрд до $1,3 млрд. Цена одного фрегата российской постройки для Индии — около $500 млн, но внутрироссийская цена будет, надо надеяться, ниже. Кроме того, судостроительная программа рассчитана на 15 лет. .