Реклама Google — средство выживания форумов :)
Когда закончилась «лунная гонка», а она закончилась, безусловно, в пользу американцев, они достигли своей цели и побывали на Луне. Когда американцы уже шестой раз побывали на Луне, наша программа была закрыта, потому что денег требовалось много, а Н-1 не летала.
И то что он (указывая на Леонова) осмелился первый выйти в открытый космос, а ваши (обращаясь к американским астронавтам) вышли на Луну, это уже сегодня выглядит вроде как-то обыденно.
В различные годы на Циолковских чтениях выступали создатель и руководитель проекта первого искусственного спутника Земли Михаил Клавдиевич Тихонравов, видные учёные, главные конструкторы и деятели ракетно-космической техники Валентин Петрович Глушко, Василий Павлович Мишин, Владимир Павлович Бармин, Владимир Фёдорович Уткин и многие другие. В Калуге побывали практически все отечественные космонавты. Выступали на Чтениях и американские астронавты, в том числе Нил Армстронг и Эдвин Олдрин — члены экипажа «Аполлон-11», первыми из землян ступившие на Луну.
- Что Вы можете сказать об исследованных Вами образцах грунта, привезенных астронавтами "Аполлонов". Назовите номера образцов которые были в Вашем распоряжении.
- Нашей группе для исследований достались лишь по нескольку зёрен каждой из проб - остальные "ушли" на другие методы исследований, в частности А.П. Дикову на фотоэлектронную спектроскопию. Эти образцы представляли собой типичный лунный реголит. К сожалению они были не богаты на новые или редкие минеральные фазы. Недавно мы эти пробы просмотрели заново на современном электронном микроскопе и обнаружили в них эсколаит (оксид хрома) аналогичный найденному в пробах "Луна-24" и тантало-ниобат. Эти результаты были опубликованы в Докладах АН в 2017-18 гг.
- Как определяют происхождение метеоритов как лунных и марсианских? Чем отличаются лунные метеориты от лунных камней доставленных на землю американскими астронавтами?
- Диагностика внеземных материалов основана не на одном, а на совокупности признаков. Одним из основных являются изотопные отношения ряда элементов. Важнейшими признаками являются петрографические: ассоциации минералов, их морфология, наличие или отсутствие тех или иных минералов в ассоциациях. Кроме того важен и состав минералов, например содержание никеля в железе. Ну и другие факторы.
Приспособление «Союза» к облету Луны вызывает дискуссию, нам нужно вернуться на 50 лет назад и вспомнить программу Л-1. Одиннадцать беспилотных запусков, из которых четыре успешны где-то в полном объеме, где-то частично. Эти пуски показали, что мы обладаем технологиями возврата со второй космической скоростью, мы умеем делать конструкции, которые выдерживают высокие температуры при входе в атмосферу, можем обеспечить посадку в заданном районе.
Это большая программа, которую не довели до полета человека, потому что сработал политический принцип: когда мы собрались облететь с космонавтами Луну, американцы свою программу уже выполнили и свернули. Исчезла перспектива победить в этой космической гонке, и программа потеряла свою актуальность.
Есть мнение, что если бы Королев не ушел из жизни так рано, то работа по Н-1 была бы доведена до конца. Нет, я считаю, что это не совсем верное суждение. К тому времени, когда наша работа вошла в завершающую стадию, американцы уже побывали на Луне, и вокруг неё в определенной степени ажиотаж спал. В итоге практически завершенный проект по Н-1 был свернут.
Были ли американцы на Луне, не были американцы на Луне, это вопрос, на самом деле, наличия компетенции. Их забывчивость, в отношении этих компетенций, и возможность их восстановить. Я думаю, что они там были, естественно. Но это очень дорого и очень сложно и как только уходит поколение инженеров, которое могло добиться такой цели, полностью исчезает такой шанс. Технологии живут ровно столько, сколько живут люди, которые их создали. Когда люди уходят, и если нет научной или инженерной школы, они не передают своим ученикам эти технологии, то все, придется заново.
На Луну американцы летали на ракете "Сатурн-5". На первой ступени устанавливались двигатели Ф-1, тягой 680 тонн у земли. Эти двигатели работали на жидком кислороде и керосине.