EG54>>>> ЭП
Экраноплан «TAB-VII-5» Г. В. Йореа В октябре 1976 г. на проходившей в Гамбурге международной лодочной выставке демонстрировался экраноплан «TAB-VII-5» (первые буквы слов Tandem Aerofoil Boot — летающий катер с тандемным крылом), построенный Г. В. Йоргом. Постройке катера предшествовали 13-летние опытно-конструкторские и экспериментальные работы, включающие испытания моделей в аэротрубе и опытовом бассейне. Особенно большое внимание автор уделял выбору обводов корпуса, поскольку они должны были одновременно удовлетворять противоречивым требованиям трех основных режимов аппарата (плавание, Глиссирование и полет). В результате длительных поисков, по мнению конструктора, удалось найти вполне удачное компромиссное решение.
В 1972—1973 гг. в Высшем техническом училище в Дармштадте было начато строительство первого одноместного экраноплана Г. В. Йор-га, причем уже во время завершения работ конструктор испытал двухмоторную самоходную модель 6-местного аппарата; при масштабе 1:3,5 она имела вес 30 кг, длину Зм и развивала скорость полета 55 км/ч.
В том же 1974 г. начались и испытания натурного катера «TAB-VII-З», которые закончились вполне удачно и подтвердили правильность всех основных технических решений проекта. В течение 1975 г. первый экраноплан Йорга налетал более 500 км в самых различных гидрометеорологических условиях в районе Рейна. В последующих испытаниях на озере Бальденей помимо водителя участвовал еще и пассажир, так что вес катера составлял при этом более 700 кг против проектных 500 кг. Взлет и посадка осуществлялись как при гладкой воде, так и при высоте волны до 40 см. Аппарат показал хорошие стартовые характеристики, на 25% превысил расчетную скорость полета и был устойчив в полете при ветрах различных направлений.
Результаты инструментальных замеров скорости полета, углов тангажа, ускорения, режимов работы двигателя позволили определить значения аэродинамического качества аппарата, которые колебались в пределах 18—23 в зависимости от условий испытаний. Автор проекта подчеркивал, что, несмотря на несовершенную аэродинамику катера, его качество значительно выше, а расход топлива в 6 раз ниже, чем у лучших глиссеров с близкими скоростями движения. Конструктор утверждает, что при оборудовании катера закрытой кабиной, обтекаемым капотом двигателя, а также закрылками можно добиться повышения качества до 50, т. е. оно будет больше, чем у лучших современных планеров.
Новый экраноплан «TAB-VII-5», демонстрировавшийся на выставке, представляет собой двухместную мотолодку, оборудованную двумя тандемно расположенными крыльями, причем по своим размерам кормовое крыло скорее напоминает обычный хвостовой стабилизатор, Концы крыльев соединены продольными балками, играющими одновременно и роль концевых шайб. Кокпит водителя спереди защищен стеклом; для пассажира оборудован отдельный кокпит ближе к хвостовой части аппарата. По своей компоновке «TAB-VII-5» напоминает первые экранопланы американца В. Корягина. Обводы его корпуса явно несовершенны с точки зрения аэродинамики.
Автомобильный 47-сильный двигатель «Фиат-850» с водяным охлаждением расположен в кормовой части корпуса. Движителем служит воздушный винт, установленный за воздушным килем. Можно предполагать, что аппарат оборудован воздушным рулем направления, закрепленным на киле, и имеет управляемое хвостовое крыло; возможно, что и носовое крыло оборудовано элеронами.
Полетный вес катера «TAB-VII-5»— 659 кг при весе корпуса — 465 кг. Полная длина корпуса — 8,35 м; размах крыла, имеющего площадь 19,2 м2, — 3,3 м. Аппарат рассчитан на максимальную скорость полета около 140 км/ч при взлетной скорости 65 км/ч. За 2,25 ч полета он пролетает 220 км, т. е. его крейсерская скорость составляет около 100 км/ч. Длина разбега при взлете — 300 м, пробег при посадке — 100 м.
За первые же четыре дня испытаний в октябре 1976 г. катер-экраноплан налетал несколько сотен километров; он продемонстрировал хорошие эксплуатационно-технические качества и был передан речной охране на р. Майн. Отмечается, что комфортные условия пребывания людей на борту «TAB-VI1-5» в режиме околоэкранного полета значительно лучше, чем на глиссирующем катере, и приближаются к условиям в автомобиле на шоссе. Одновременно было подтверждено, что аппарат проще в эксплуатации и легче управляется, чем самолет сравнимого класса (а также и существенно дешевле его благодаря простоте конструкции).
Это сообщение редактировалось 11.06.2020 в 13:21