Реклама Google — средство выживания форумов :)
Состав и тип АТСК — 3 перспективных аэрофинишера, 2 перспективных ЭМРТУ
Состав и тип АТСК — 3 перспективных аэрофинишера, 2 перспективных ЭМРТУ
После завершения холодной войны универсальные десантные корабли (УДК) превратились из средства поддержки крупных соединений военно-морских сил в самостоятельные единицы, способные выполнять не только боевые, но и гуманитарные задачи. УДК применяются для демонстрации флага, переброски войск, морского патрулирования и поддержки более крупных кораблей. В последние годы отечественная судостроительная промышленность сосредоточилась на развитии данного класса военно-морской техники.
Одним из проектов кораблей подобного класса является "Варан", разработанный АО "Невское проектно-конструкторское бюро" (Невское ПКБ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию).
Как рассказали ТАСС в Невском ПКБ, отличительной особенностью "Варана" является многофункциональная структура (унифицированная платформа) — на основе его можно создать несколько типов больших надводных кораблей, в том числе авианосец, УДК, транспортно-госпитальное судно и даже судно обеспечения Арктической зоны. "Такой подход может стать новым как в отечественном, так и в мировом судостроении, а этот проект станет представителем нового класса военно-морской техники — универсальных морских комплексов (УМК)", — говорят специалисты.
Водоизмещение "Варана" составляет около 45 тыс. т, длина — около 250 м, ширина — 65 м, осадка по конструктивной ватерлинии — 9 м. УМК способен развить скорость до 26 узлов.
Аналоги "Варана"
Прямых иностранных аналогов "Варана" на данный момент нет — крупнейшие мировые судостроительные компании выпускают многоцелевые УДК, предназначенные для выполнения целого ряда задач, однако какие-либо универсальные комплексы, основанные на единой платформе и выполненные с применением унифицированных компонентов, отсутствуют.
По водоизмещению "Варану" соответствуют американские УДК класса America — в настоящее время в составе ВМС США находятся два таких корабля — America и Tripoli; еще один корабль — Bougainville был заложен в марте 2019 года. Эти УДК отличаются колоссальной стоимостью, которая достигает $3,3–3,4 млрд за боевую единицу.
В Объединенной судостроительной корпорации наблюдается громадный разрыв между проектной деятельностью и непосредственно судостроительной. На заводах корпорации энергично строят катера и малые ракетные корабли, с некоторым замедлением — корветы, и совсем немного и очень долго — фрегаты. На корабли серьезных рангов не хватает не только средств, но и производственных мощностей.
В то же самое время в различных КБ и научных центрах с высокой производительностью плодятся проекты авианосцев, универсальных десантных кораблей (УДК), крейсеров и эсминцев. Все это горячо обсуждается. Называются судостроительные заводы, где начнут строить «наш ответ» ВМС США. Но вскоре все это забывается.
Однако через некоторое время, на удивление небольшое для проектирования гигантского корабля, появляется новый авианосец или УДК. И вот сейчас такой момент настал. Опять настал.
Невское проектно-конструкторское бюро, отметившее на этой неделе 90-летие со дня основания, разработало эскизные проекты двух кораблей первого ранга. Универсальный морской корабль (УМК) «Варан» и новый Универсальный десантный корабль, названия которого пока еще нет.
Несколько скромнее оказался проект 11430 «Ламантин» Невского ПКБ. Водоизмещение авианосца урезали до 90 тыс. тонн, длина стала немного больше, чем у «Адмирала Кузнецова» — 320 м. Атомную силовую установку убрали, заменив традиционными котлами. В смешанную авиагруппу включили 60 самолетов.
И при этом это был очень реалистичный проект. Но реалистический в условиях развития кораблестроительной промышленности советского периода. Потому что в «Ламантине» было использовано много из того, что было заложено в недостроенный первый советский атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск». Реалистичность этого проекта заключается в том, что строительство могло бы существенно упроститься за счет использования уже отработанных технологий.
«Невцам» ответили «крыловцы», предложив проект легкого многоцелевого авианосца (ЛМА), более миниатюрного чем «Адмирал Кузнецов». Корабль водоизмещением 44 тыс. тонн (у «Кузнецова» 59 тыс. тонн) должен вмещать 40−50 самолетов и вертолетов. Среди них как уже существующие палубные машины — Су-33 и МиГ-29К, так и создающиеся для ВМФ модификации Су-35. Почему-то и сюда «крыловцы» засовывают мифический самолет ДРЛО.
Длина корабля — 304 м, ширина — 78 м, скорость — 28 узлов. Предполагается и трамплин, и паровая катапульта. Но при этом дальность плавания ограничена 8000 миль при автономности в 60 суток.