Серия неудач для России продолжается. Теперь возникли «некоторые» трудности с нормальным завершением летных испытаний радиолокационного спутника «Кондор-Э» запущенного в космос для ЮАР (Южной Африканской Республики).
Спутник «Кондор-Э» был запущен в космос 14 декабря с помощью ракеты «Стрела» прошлого года и выведен на солнечно-синхронную орбиту высотой около 500 км. Спутник по своим размерам относится к классу микроспутников и несет на борту радиолокационную аппаратуру, которая способна выполнять сьемку земной поверхности в любое время суток (в независимости погоды и облачности) с пространственным разрешением около 1 метра.
Источник: Черная полоса для российского космоса. Теперь проблемы у спутника «Кондор-Э»
Напомним, что недавно, в конце апреля этого года, с еще одним российским космическим аппаратом ДЗЗ EgyptSat 2, запущенного в интересах Египта (866), также случилась неприятность. В этом случае с космическим аппаратом, разработанным специалистами РКК «Енергия» была по неизвестным причинам полностью потеряна связь.
Источник: https://mapgroup.com.ua/news/...
– При отправке полезной нагрузки на тяжелой ракете мы теряем 4-5 тонн.
Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5»:
Стартовая масса ракеты-носителя — 773 т.
Высота — 55,4 м.
Первая ступень — УРМ-1, ЖРД РД-191.
Вторая ступень — УРМ-2, ЖРД РД-0124А.
Разгонный блок «Бриз-М» или КВТК (Кислородно-водородный тяжелого класса).
Масса полезной нагрузки на опорной орбите (Н кр = 200 км, i=63°) — 24,5 т.
Полная орбитальная структура системы ГЛОНАСС состоит из 24 спутников, равномерно размещенных трех орбитальных плоскостях.
Орбитальные плоскости разнесены относительно друг друга на 120град.( по абсолютной долготе восходящего узла. Плоскостям присвоены номера 1,2,3 с возрастанием в направлении вращения Земли. Номинальные значения абсолютных долгот восходящих узлов идеальных плоскостей, зафиксированных на 00 часов Московского времени 1 января 1983 года, равны:
215град15мин00сек + 120град (i - 1), где
i- номер плоскости (i = 1,2,3)
Номинальные расстояния между соседними спутниками ГЛОНАСС в орбитальной плоскости по аргументу широты составляют 45град.
Средняя скорость прецессии орбитальных плоскостей равна (- 0,00059251) радиан/сутки.
Спутникам 1-й плоскости присвоены номера 1-8, 2-й плоскости - 9-16, 3-й плоскости - 17-24, с возрастанием против направления движения спутника.
Аргументы широты спутников с номерами j = N + 8 и j = N + 16 отличаются от аргументов широты спутников с номерами
j = N и j = N + 8 на +15град., соответственно, (где N = 1...8) и составляют на 00 часов Московского времени 1 января 1983 года:
145град26мин37сек+ 15град(27 - 3j + 25j*, где j = (1...24) - номер спутника;
j* = E((j - 1)/8) - т.е. целая часть числа (j - 1)/8.
Другими словами, орбитальные плоскости сдвинуты относительно друг друга по аргументу широты на 15град.
Максимальные уходы спутников относительно идеального положения в орбитальной плоскости не превышают 5град. на интервале 5 лет.
Интервал повторяемости трасс движения спутников и зон радиовидимости для наземных средств - 17 витков (7 суток, 23 часа 27 минут 27 секунд).
Драконический период обращения спутника ГЛОНАСС - 11 часов 15 минут 44 секунды.
Высота орбиты - 19100 км (18840...19440 км).
Наклонение орбиты - 64,8 +0,3град.
Эксцентриситет - 0 + 0,01
На этапе развертывания и восполнения ОГ в системе Globalstar в полной мере используется упомянутый выше принцип коррекции одних параметров орбиты путем изменения других. Так, например, анализ баллистических данных показывает, что скорость прецессии линии узлов (дрейф долготы восходящего узла) рабочей орбиты системы Globalstar на высоте 1414 км составляет примерно 3,04 град./сутки. Выведение спутников системы осуществляется, как правило, групповым запуском. Спутники выводятся на опорную орбиту высотой 930 км. Прецессия линии узлов на опорной орбите составляет примерно 3,82 град./сутки. Следовательно, плоскости опорной и рабочей орбит смещаются относительно друг друга с угловой скоростью около 0,8 град./сутки. В этом случае для выведения каждого КА в требуемую плоскость достаточно просто дождаться момента времени, когда плоскости опорной и рабочей орбит совпадут. Затем высоту орбиты повышают до номинальной и устанавливают КА в нужную фазовую позицию внутри орбитальной плоскости.
Исследуя эволюции КА в ОГ Globalstar, можно обнаружить, что маневр разведения КА такого типа является обычным. Поэтому, как правило, КА Globalstar, выведенные на орбиту одним пуском, в дальнейшем не находятся в одной плоскости. Эта особенность используется при восполнении орбитальной группировки. Последний по времени запуск 6 КА системы Globalstar состоялся 6 февраля 2013 г. с космодрома “Байконур". При этом 6 выведенных на орбиту КА пополнили 4 разные орбитальные плоскости.
В этой связи представляет интерес проект низкоорбитальной спутниковой системы гонконгской компании Yaliny, имеющей офис в Москве [34, 35]. О проекте известно, что к работе привлекаются российские разработчики. На спутнике используется многолучевая бортовая фазированная антенная решетка, а межспутниковые линии предполагается реализовать в оптическом диапазоне. Проектируемая система Yaliny может быть отнесена к типу систем LEO-HTS. В качестве рабочей орбиты разработчики выбрали ССО наклонением 97,8 град. и высотой 600 км [37]. Орбитальная группировка системы будет включать 9 орбитальных плоскостей по 15 КА в каждой. Всего в ОГ будет 135 КА. Дополнительно в каждой плоскости планируется разместить по одному резервному КА. Угловой разнос между плоскостями - 22 град. (расстановка на дуге 180 град.). Фазовый сдвиг между КА в одной плоскости - 24 град. Фазовый сдвиг между КА в смежных плоскостях составляет 8 град. (рис. 13) и не является регулярным.
В качестве опорной орбиты для развертывания ОГ выбрана орбита высотой 550 км. Скорость взаимного дрейфа плоскостей между КА на рабочей и опорной орбитах в этом случае составит около 0,025 град./сутки. Переход с опорной на рабочую орбиту осуществляется в момент совпадения плоскостей. Это позволяет снизить затраты рабочего тела на компенсацию ошибок выведения. Масса КА – 630 кг. Срок активного существования (САС) – 10 лет.
Этот способ утилизации имеет еще одну цель - сэкономить: некоторые "запчасти" отработавших свое спутников остаются функциональными, их можно использовать повторно. Например, солнечные батареи и антенны. Это "вторсырье", по задумке, можно присоединять к работающим спутникам, нуждающимся в ремонте. Отработавшие же детали роботы доставят на Землю.
Высокотехнологичная разработка также потребует немалых вложений: предполагается, что корабль будет беспилотным, а работать сможет по принципу "пылесоса". Однако в корпорации уверены, что на очистке одной точки на орбите можно заработать от 20 до 50 миллионов долларов.
Если спутник-убийца будет стоить дороже, чем ИСЗ или КА, которые он поражает, то восстанавливать спутниковую группировку будет дешевле, чем разрушать её.
Одним из вариантов решения этой проблемы является использование для уничтожения ИСЗ противника коммерческих космических аппаратов, разрабатываемых для свода с орбиты космического мусора.
Теоретически сама по себе проблема уборки космического мусора вполне может стать актуальной в связи со стремительным увеличением количества ИСЗ на низких орбитах, а также с их незапланированным выходом из строя с потерей возможности принудительного схода с орбиты и/или разрушением на мелкие фрагменты.