Всем привет!
Пишу сюда, дабы подтвердить, что та дата, которая до сих пор глубоко сидит в памяти—а именно—28.07.86г— и события связанные с ней во время полетов в первую смену на аэр. Кунмадараш.
ПМУ ветер примерно 5—7 м/с и температура за 30 град.— поминутно встаёт перед глазами.
После первого своего вылета на боевом на полигон и в зону на сложняк, вылет очень понравился— душу отвёл прям и ещё собирался выполнить такой же— дабы навыки закрепить,и в пилотировании на сложный пилотаж и в боевом применении ,борт N 04 готовился к повторному ... Уже редко доводилось полетать на боевом, в основном на УБС и сзади или на разведку погоды и потом сразу сесть на руководство полетами, а тут такая возможность выпала. Вот я и отрывался в первом полёте и рассчитывал на второй.
Но было не суждено.
Начгруппы АВ ст. л—т Толя Шмарев залез в кабину и стал проверять оборудование для повторного вылета, а в это время его группа уже подвесила П—50Ш ... толи не ведая о том, что она уже висит, то ли системно не осматриваясь, включил «Главный БВ» и нажал кнопку «Подвески»...
Все работает штатно, бомба падает с подвески на правом пилоне под крылом на бетон, разворачивается на почти 180 град., через 6—7 сек. срабатывает взрыватель с тепловой головкой ( 3000 град. между прочем) , который отделяется от сей болванки и за счёт реактивной тепловой струи по бетону резко передвигаясь в направлении к хвостовой части самолета упирается в заправочный прорезиненный шланг, которым заправлялся соседний рядом стоящий самолёт борт номер 12.... секунда дела и в образовавшуюся прогоревшую дырку в шланге под напором в 3 атмосферы полетела уже горящая струя керосина в направлении крыла борт№12. Струю сносил ветер в аккурат с крыла на фюзеляж, порывы ветра сносили струю то на один самолёт то на другой...Мы, как по тревоге выскочили из высотного домика, нас позвали техники, примчались через примерно секунд 40—50 после начала всего действа... но подступиться к самолету уже было невозможно, огонь с керосином попав в пушечный отсек, начал рвать снаряды, Толя Шмарев попытался сам запустить самолёт из кабины, но осколком ему вскользь поранило шею, он выскочил... мы стали растаскивать рядом стоящие самолеты. А эти два горели и взрывалось там все подряд (кислородные и воздушные баллоны вперемежку со снарядами), пытаясь к нему приблизиться поближе —у пожарки не получилось, снаряды летели во все стороны, мы стали сдвигать группами отбойники поближе к горящим самолетам, но все равно ближе , чем на 10—12 м это сделать было невозможно. А тут ещё сверху появился Ми—8 с инспектором полковником Даутовым на борту, прилетел «на полетать» в нашу смену и стал зависать сверху практически над пожарищем... Там дым такой чёрный валил , а тут ещё не хватало, чтобы вертушку завалило летевшими снарядами— мы руками ей машем, чтобы она сваливала... Очевидно он сверху хотел поподробнее рассмотреть, что творится на земле. Водитель одного из тягачей рискнул подъехать к одному из горевших и зацепил его на водило.Но когда стал тащить, сцепление резко очевидно от волнения выжал, стал дергаться, но вытянув его со стоянки только ровно напрямую, бросил эту затею— горело уже вовсю, отцепился и отъехал, все мысленно перекрестились. А он когда дернул самолёт, топливо в баках начало качаться тоже от стенки к стенке и получился такой взрыв паров мощный, что хвостовая часть с двигателем от этого взрыва резко воспламенилась, дальше самолёт стал тоже частями взрываться и гореть что было мочи.
В общем самолеты мы порасстаскивали в поле перед ЦЗТ, в концы ЦЗТ, а эти два горевших так и догорали, причём это произошло в течение всего 4—5 минут.
Ну дальше конец полетам и разбор....
Потом все от ком. 1апиб (п— к Сорокин)с инженером п/п—ком Лаца и ниже получили по взысканиям... соответствующим в части участия и ещё по партийной линии за недогляд.
Вот такие бурные были наши лётные и не очень дела в этот день, 36 лет назад, а так, как будто вчера...