Реклама Google — средство выживания форумов :)
Преодоление этого катастрофического явления было возможно в те годы, в основном, экспериментально. Было выяснено, что такой тип колебаний появляется чаше при увеличении давления в камере, при увеличении её диаметра, в большой степени зависит от системы смесеобразования, и чем оно лучше и полнота сгорания больше, тем вероятнее развитие таких колебаний. Далеко не сразу, но было, в частности, выяснено, что природа этих колебаний - в развитии ударных детонационных волн, распространяющихся со звуковой скоростью - отсюда и высокая частота. С особенностями этого явления, ставшего серьёзным препятствием в создании камер большой тяги, можно ознакомиться в специальной литературе. А при создании мощных ракет в 1950-е годы разработчики были вынуждены искать пути конструирования двигателей, используя камеры меньшего диаметра." /ЭВОЛЮЦИЯ КАМЕРЫ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ В КОСМОС Анатолий Даром, Вячеслав Рахманин/
"In the meantime, two more engines were lost in tests. D. Brainerd Holmes wanted a special briefing on the problem, which he received on 31 January 1963. At the end of the presentation, Holmes commented that the goal of beating the Russians to the moon seemed to be mired in F-1 problems. He asked if it was not time to start work on a backup scheme...
Между тем, еще два двигателя были потеряны в тестах. Д. Брейнерд Холмс инициировал специальный брифинг по проблеме, который он провел 31 января 1963 года. В конце презентации Холмс отметил, что цель по достижению победы над русскими в лунной гонке, по-видимому, погрязла в проблемах F-1. Он спросил, не пришло ли время начать работу над резервной схемой...
...In the course of F-1 engine development, Rocketdyne personnel consistently emphasized the combustion stability investigations as one of the company's stiffest challenges, and its solution as one of its most satisfying achievements. Although engineers expected difficulties in this area because big engines with high chamber pressures inevitably developed random and unpredictable combustion instability, the size of the F-1 dramatically increased the size of the challenge. Rocketdyne managed to cope with the problem, although, as Brennan admitted in an address to the American Institute of Aeronautics and Astronautics in 1967, "the [116] causes of such instability are still not completely understood." Even though the F-1 engine performed satisfactorily, uncertainty concerning combustion instability persisted a decade later.
В ходе разработки двигателей F-1 персонал Rocketdyne последовательно подчеркивал, проблему стабильности горения, как одну из самых жестких задач компании и ее решение как одно из наиболее значимых его достижений. Хотя инженеры ожидали трудностей в этой области, потому что большие двигатели с высоким давлением в камере неизбежно развивали случайную и непредсказуемую нестабильность горения, размер F-1 резко увеличивал размер задачи. Rocketdyne удалось справиться с проблемой, хотя, как признал Бреннан в обращении к Американскому институту аэронавтики и астронавтики в 1967 году, «причины такой нестабильности еще не полностью поняты». Несмотря на то, что двигатель F-1 работал удовлетворительно, неопределенность относительно неустойчивости горения продолжалась десятилетие спустя. " /THE INJECTOR AND COMBUSTION INSTABILITY/
AS17-137-21010. Вероятно, кадр получен, совмещением студийного макета ровера с куклой астронавта и подлинного снимка с Луны. Перед небольшим скотчлайт экраном подвешивается (или устанавлмвается на кронштейны, выходящие из экрана) макет ровера с "астронавтом". На экран проецируется слайд методом фронтальной проекции. Ровер освещается основным источником. Камера и проектор выставляют соосно, что достигают посредством полупрозрачного зеркала, наклоненного под 45° к осям их линз. Далее камеру незначительно отклоняют от соосности, чтобы стали заметны тени на экране, величина теней и их направление регулируется углом отклонения камеры от оси соосности с проектором. Внизу рисунка показан пример получения таких теней в лабораторных условиях. http://mo---on.narod.ru/
Метод «синего экрана»
Такое название носила разновидность блуждающей маски, разработанная Ларри Батлером (англ. Lawrence W. Butler), и впервые использованная в картине «Багдадский вор» 1940 года[40]. Актёрская сцена снималась трёхплёночной 35-мм камерой «Техниколор» на синем фоне, цвет которого выбран, как наиболее отличающийся от телесного тона. Маска и контрмаска изготавливались из «синего» негатива, отображавшего фон контрастнее «красного» и «зелёного»[25]. Главным недостатком процесса была возможность его реализации единственным типом сложного и громоздкого киносъёмочного аппарата, снимавшего только в классическом формате. В 1959 году технологию усовершенствовал изобретатель натриевого процесса Петро Влахос, которому студия MGM заказала спецэффекты для широкоформатного «Бен Гура»[37].
«Цветоразностный» процесс с синим экраном пригоден для съёмки любыми камерами любого формата, и оказался наиболее совершенным вариантом блуждающей маски, использовавшимся вплоть до появления цифрового кино. Метод является дальнейшим развитием «маски Вильямса», которая на современных киноплёнках лишена своего главного недостатка, неустранимого на старых нитратных фотоматериалах с большой усадкой. Часть снимаемой сцены, предназначенная для замещения другим изображением, окрашивается в синий цвет или драпируется такой же тканью[* 1]. Цвет замещаемого фона подбирается из соображений его максимальной актиничности для верхнего синечувствительного слоя цветной киноплёнки и нулевой актиничности для нижнего красночувствительного[42]. В результате, в проявленном цветном негативе оптическая плотность фона в синечувствительном слое максимальна, а в красночувствительном практически отсутствует. Таким образом, в первом срабатывает принцип светлого фона маски Вильямса, а во втором — противоположный, в сумме исключающие влияние яркости и цвета деталей актёрской сцены на качество сепарации[26].
Лабораторная стадия процесса начинается с печати чёрно-белых маски и контрмаски с цветного негатива актёрской сцены. Сначала на чёрно-белой ортохроматической киноплёнке с негатива, освещённого через синий светофильтр, печатается так называемый «синеделённый» промежуточный позитив. Жёлтый краситель в сочетании с дополнительным к нему цветом синего светофильтра делает соответствующие фрагменты негатива непрозрачными, препятствуя экспонированию позитивной плёнки на фоновых участках. В итоге в позитиве пропечатывается изображение актёров на прозрачном фоне. Готовый чёрно-белый позитив складывают с цветным негативом по методу бипак, и с них через красный светофильтр на панхроматической киноплёнке печатают контрмаску, которая также проявляется до максимального контраста. На контрмаске прозрачные силуэты актёров располагаются на непрозрачном фоне. Маска печатается с полученной контрмаски, и представляет собой изображение непрозрачных силуэтов на прозрачном фоне. Завершающая стадия предполагает оптическую печать цветного дубль-негатива, на котором объединяются изображения актёров и фона. Первые печатаются через контрмаску с промежуточного позитива актёрской сцены, изготовленного с оригинального негатива, а фон впечатывается через маску на остальное пространство кадра с другого интерпозитива[13].
В советском кинопроизводстве из-за невысокого качества цветной киноплёнки применялась иная последовательность изготовления блуждающей маски[43]. Сначала на панхроматическую киноплёнку через красный светофильтр с цветного негатива печатался «красноделённый» позитив, который проявляли до максимального контраста. Полученный позитив содержал обращённое изображение красночувствительного слоя негатива, где синий фон выглядит прозрачным. Затем на позитивной чёрно-белой киноплёнке с того же негатива печатался «синеделённый» позитив через синий светофильтр. После экспонирования непроявленная киноплёнка перематывалась на начало, и на неё второй экспозицией печатали «красноделённый» позитив, дополнительно экспонирующий светлые красно-оранжевые участки изображения актёров. После контрастного проявления на позитивной киноплёнке образуется первичная маска, представляющая собой силуэтное изображение актёров на прозрачном фоне. Её оптическая плотность и контраст недостаточны, и поэтому она используется как промежуточная для последующей печати контрмаски и уже с неё — рабочей маски. Печать ведётся с компенсацией ореолов светорассеяния, чтобы исключить несовпадение контуров, приводящее к появлению на экране каймы вокруг актёрской сцены[43].
По сравнению с другими технологиями блуждающей маски, наиболее существенным недостатком метода «синего экрана» считается получение совмещённого изображения не в оригинальном негативе, а в контратипе, что снижает фотографическое качество изображения. Однако, современные киноплёнки позволяют свести эти потери к минимуму, а предсказуемость получаемых результатов исключает необходимость пересъёмки дорогостоящих сцен из-за брака при сложных манипуляциях с негативом[14]. По сравнению с инфрамаской, значительно упрощается согласование фона и актёрской сцены по экспозиции, происходящее в процессе печати. Съёмка не требует прецизионной аппаратуры и специальной квалификации кинооператора, а синий фон легко размещается в любой части снимаемой сцены и может быть произвольных размеров
> Блуждающая маска — Википедия