2. О РЛС «Донец» и «Донец-2».
Начну, как говорится, из-за печки.
Для сравнения имеемой информации о рассматриваемой РЛС «Донец», использовал выдержки из текстов двух изданий:
- Первое, выдержки о РЛС «Донец» из издания «Судовые навигационные радиолокационные станции» Это, пособие, которое содержит описание состава комплекта, эксплуатационно-технических характеристик, устройства, функциональных схем, правил эксплуатации судовой навигационной радиолокационной станции типа: Донец-2, эксплуатируемой на судах морского и речного флотов, предназначенного для курсантов судоводительского факультета Киевской государственной академии водного транспорта».
- Второе, выдержки из статьи о РЛС «Донец», канд. воен.- морск. наук Г.С. Баскакова «Корабельные навигационные РЛС», размещённой в сборнике статей «Радиолокационное вооружение Военно-Морского флота России», под ред. И.И. Тынянкина и В.Ф. Измайлова, стр. 132-133;
Начало описания, из пособия, относящееся к РЛС «Донец», выдежка из текста №1, начинается фразой:
1. - «С 1960 г. на морских и речных судах начали устанавливать РЛС «Донец», которая быстро завоевала популярность у судоводителей….».
Далее по тексту, на участке обозначенном №2, читаем:
2. - «… в процессе освоения и эксплуатации были выявлены некоторые дополнительные технические требования, которые легли в основу ее модернизации. Полному усовершенствованию подвергались антенное и передающее устройства. Остальные приборы были также существенно переделаны. РЛС «Донец» и модернизированная несколько позднее РЛС «Донец-2» сыграли большую роль в повышении безопасности мореплавания и практическом использовании радиолокации в судовождении».
Далее, в описании, на участках текстов №3, №4 и №5, касательно антенного устройства РЛС «Донец», говорится:
3. – «Антенное устройство РЛС «Донец» состоит из параболического отражателя с рупорным излучателем», (Фото №3).
4. – «Антенное устройство РЛС «Донец-2» состоит из секториального рупора, в вершине которого помещён волноводный - щелевой излучатель», (Фото №4).
5. - «Импульсная мощность передатчика РЛС «Донец»– 8,5 квт, РЛС «Донец-2» - 13 квт».
В своей статье канд.воен.-морск. наук Г.С. Баскаков пишет, что:
6. - «В 1960 году на снабжение ВМФ принимается навигационная РЛС «Дон». Для малых надводных кораблей и катеров на «снабжение ВМФ принимается навигационная РЛС «Донец».
7. - «В этот период, по заказу РТУ ВМФ, ОКБ завода №879 Минрадиопрома создает модификацию РЛС «Дон» в маломагнитном исполнении, которая в 1964 была принята на вооружение ВМФ под шифром «Дон-МН». В этот же период, начинаются работы по созданию маломагнитной модификации РЛС «Донец», которая впоследствии (в 1967 г.) принимается на вооружение под шифром «Донец-2МН».
Для начала, попытаюсь объяснить, пока самому себе, о тех событиях, которые произошли с РЛС «Донец» в процессе её эксплуатации на судах. Для удобства восприятия моих рассуждений, выдержки из текстов пометил номерами от № 1 до №7.
В выдержках из текстов, обозначенных номерами №1 и №6, говорится:
1. - «С 1960 г. на морских и речных судах начали устанавливать РЛС «Донец»….».
6. - «В 1960 году на «снабжение ВМФ принимается навигационная РЛС «Донец».
Здесь вопросов нет, в обоих публикациях дата начала эксплуатации РЛС «Донец» начинается с 1960-го года.
Далее следует:
В первой половине выборки из текста под №2, говорится, что: «…в процессе освоения и эксплуатации РЛС «Донец» были выявлены некоторые дополнительные технические требования, которые легли в основу ее модернизации Полному усовершенствованию подвергались антенное и передающее устройства» (Это, как получается, была первая модернизации РЛС «Донец», мое прим.). Далее, из текста выборки, обозначенного как №4, читаем, что: «антенное устройство РЛС «Донец-2» состоит из секториального рупора, в вершине которого помещён волноводный - щелевой излучатель». Эта выборка, приводит к пониманию, что название РЛС «Донец-2», произошло с момента, как только зеркальная антенна этой РЛС была заменена на волноводно-щелевую. Замена передатчика на более мощный, о чем говорится в абзаце №5, визуально не определялось. При том, что остальные составные части: внешний вид корпуса редуктора, и место крепления редуктора (салазки), оставались без изменения.
А вот в статье канд. воен.- морск. наук Баскакова Г.С. о фактах, которые описаны в тексте выше (выдержки из текстов пособия, из первой половины под номером №2, а так же, о чем говорится в выдержках №3, №4 и №5) – ни слова, данный факт проигнорирован полностью. К слову будет сказано, что Демиденко П.П., в своей книге (учебное пособие) «Судовые навигационные радиолокационные станции», на стр. 52, как бы вскользь упоминает о наличии у ранних образцов РЛС «Донец», рупорно-параболической антенны, их еще называют зеркальными. Да, и множество фото, на которых видно эти антенны на судах ММФ - яркое подтверждение того, что это действительно так и есть (в моей коллекции, фото судов с установленной на них РЛС «Донец» с зеркальной антенной, наберется с десяток).
Вот только на кораблях ВМФ, и судах вспомогательного флота СССР, мне ни разу не попалось фото антенны РЛС «Донец» в комплектации с зеркальной антенной. В основном, на кораблях, в то время главенствовала РЛС «Линь». Видимо, по причине полного отсутствия РЛС «Донец», в комплектации с зеркальной антенной, на кораблях флота, в статье тов. Баскакова Г.С., и нет упоминания о ней. Хотя, стоит отметить, что в этой статье нет упоминания и о первой модернизации РЛС «Донец», в результате которой её антенна стала волноводно-щелевой, у РЛС была увеличена мощность, и называться она стала «Донец-2». Это произошло, как я полагаю, до 1962-го года, или, в крайнем случае, в 1962 году, доказательством чего, являются два фото маломагнитной шхуны «Заря»: одно фото которой, снято в 1962 году с набережной лейтенанта Шмидта, в гор. Ленинграде, (Фото №5), а другое фото - в 1963 году в гор. Таллине (Фото №6). На этих фото, особенно на фото (Фото №6), отлично просматривается антенна РЛС в волноводно-щелевом исполнении, которая в Пособии, названа - «Донец-2».