Мне помнится об этом дне в моей лётной практике я уже как то писал...
Но чета день такой редко бывает, чтобы и 13.08 и в воскресенье.
Но в 1980г. в такой же вот выходной, жаркий и солнечный день нам была поставлена задача отработать на полигоне Караязы два вылета составом пары в первом вылете и звена во втором...
Боевая зарядка по 2х С—24 и по 15 снарядов в пушках.
Цель— РОП для С —24 и для пушек по пехоте, якобы в окопах...
Со своим ведомым гв.м— ром Ароновым Олегом вырулили на полосу все по времени, рассчитанном заранее, с выполнением круга над точкой и полетом по маршруту на малой высоте, встали на горячей бетонке и я нажав на кнопку радио стал докладывать о разрешении на взлёт парой....
Но радио преступно молчало, а ведь до этого все было штатно и классно— себя слышал и всех тоже,быстро пробежав по всем контактным местам шнуров , подёргав их для восстановления связи на всякий случай , переключился на канал управления... там такая же фишка— я слышу всех— приёмник работает, а сказать в эфир ничего не могу, хотя и пытаюсь...
И я всех слышу и запросы и радиообмен, но сам передать что либо никак не могу— не фурычит Передатчик. А приёмник, сцука, такая —работает...
Время замедлилось кажется, я в легкой панике— че делать(???), менять борт — это потеря минут 15—20. А там на полигон приехала делегация из жарких стран на поглядеть на возможности Су—17м3 , с боевым применением... четко по секундам тик тик и первый разрыв ракеты... И у меня как бы радио то и нету, но как бы и есть получается ....Кароче секунды тикают, принимаю однозначно решение взлетать и идти на штурм целей в таком вот состоянии...
Ну думаю, Аронов— не подведи— будешь мои сигналы из кабины расшифровывать...Даю газу, медленно трогаюсь, делаю движения стабилизатором для него, ручку от себя— на себя до упора , типа трогай савраска(!!!)и качусь— ведомый с опозданием, но тоже начинает двигаться... Включаю ПФ и ....помчались.
А в этот день почти весь полк с семьями поехал на озеро у Цители Цкаро загорать и купаться...Ну а мы, некоторые из полка, занимались показухой с пушками и ракетами...
Это потому что , как потом стало известно— по просьбе руководства ВА командиру надо было выбрать пару и звено толковых, ну и выбор пал на нас...Хотя мои планы были такие же как и у всего полка— сгонять со всеми вместе на пляж на озере, но...Не судьба.
Я ещё перед вылетом подумал— а хорошо бы после задания пройтись там над ними на ПМВ, да так низенько, шоб аж ухххх... ,как ком полка Бондарик иногда «хулиганил» на ПМВ из— за угла...
В общем взлетели, убрал шасси, фару и смотрю че там мой ведомый— он уже подходит, отстал маленько, все ещё не понимая почему все действия молча ведущий делает. Ну вот на прямой до первого разворота я его подзываю встать поближе —тормозными щитками так хлоп— хлоп.Он подходит почти вровень и я ему показываю рукой себе по ушам, что дескать радио у меня нету, он кивает головой и докладывает РП( РП был ком полка Бондарик, а на полигоне сидел с делегацией Зам. Командующего по БП ВА генерал Шубин, кстати однокашник Бондарика по Черниговскому летному училищу )... Но я то все слышу, сказать ничего не могу.
Тут у нас уже и первый разворот по времени, выполняем правым, на ведомого и после разворота ещё пять минут надо параллельно обратному курсу взлёта по расчетам пройти, подзываю ведомого снова и показываю ему, но показываю на себе, тыкая пальцем себе в глаз и потом этим же пальцем показываю ему на его самолёт, дескать фару убери, она прям так светит, что за границей в Турции видно... Олег кивает головой дескать «усе понял шеф», отъезжает на своё место и... продолжает с фарой лететь дальше.Я задумался— ну и че он понял(???).
Развернулись на курс следования на ППМ, переход на канал управления с КП, кажется на пятый, если ещё не забыл, докладываю как положено, но даже себя не слышу, подзываю ведомого— показываю, дескать скажи че нить, что на пятом канале —перешли уже... Он опять качает головой типо «усе понял шеф», но я его пока не слышу и он ничего не говорит в эфир, тут я понимаю, что старый пердун Аронов ( по возрасту он старше меня годиков эдак на пять —шесть был всю дорогу летал сося( или сосав) крыло ведущего и в ус себе никогда не дул, чтобы хоть раз поднатужиться в индивидуальном плане подготовки. Но время есть ещё, мы летим, я снова его подзываю, он подходит, показываю себе на уши и рукой— рядом ведь метров пять почти вплотную летим— показываю, что надо рацию ему переключить на пять канал.Для этого кручу рукой как бы переключатель и показываю ему пятерню... кажется со второй попытки он таки закивал башкой и я его услышал на этом пятом канале. Но с выпущенной фарой, как с бельмом в глазу он все также летит. Я психую— ну как ему ещё уже сказать—показать, чтобы фару убрал. На скорости 800 истиной она не сильно убирается , чуть прижимается от напора и все, но светит. Зараза!
Подумал, ладно , если так и припремся, на приборной на пикирование будет 900 и поболе может быть, фара, если не отлетит, то в фюзеляж подожмется точно ну и понятное дело не так уже будет видна... Тут надо сказать , что когда ведомый сообразил и перешёл на канал управления с КП полка, то он доложил, что ведущий прется без радио. Я уже сразу догадался , что будет дальше и что мне надо будет сделать, чтобы ситуацию не усугубить. Ведь я к тому времени ком полка очень хорошо понимал и предугадывал некоторые его действия, ну а он вообще был эрудит в лётном деле да и в жизни и многих, да чуть ли не всех пилотов своих знал от и до, кто чем дышит и даже кто какие трусы носит.Ну и ясен перец, это и в особых случаях прописано— последовала же команда командира на канале управления с КП —ведомый выходи вперёд и веди пару!
Здесь надо сделать маленький экскурс в особенности ведомого и ведущего. Олег прибыл из Забайкалья на должность НШ аэ и по штату был моим ведомым, я был замком аэ , как и положено мы слетались парой и звеном управления и особых случаев у нас не возникало, хотя теоретически естественно мы готовились( я готовился), как и все пилоты полка, особенно к таким вот показухам или к реальным вылетам по учениям с взаимодействии с СВ и практическим применениям больших и крупных калибров бомб и ракет. В ЗАБВО у Олега был перерыв года полтора или год он не летал вообще, была какая то неприятность у него при перелёте или перегонке техники и его отстранили— блуданул сильно.Но у нас в полку уже был летчиком НШ аэ.
Я конечно сразу дал обороты, понимая, что Олег пойдёт на обгон, И у нас с ним начались гонки на перегонки... Это недолго продолжалось, но тем самым, я дал понять, что у меня только половина радио нету, но до него не доходит и он в эфир выдаёт следующее на вопрос командира— занял ли он место ведущего???
На что Олег отвечает— ведущий мне не уступает своё место...
Тут командир взрывается и сразу же отвечает, так значит он все слышит,передатчика у него нету...
Тут я аж зааплодировал даже! Ну командир, умница!
А Аронов с фарой наперевес так и потащился за мной дальше к цели...
Так , тут на этом месте сделаем паузу, допишу историю до конца— батарея на планшете почти села, надо будет заряжаться, а уже ночь глыбовая . Так что до следующей пауза... но впереди ещё булле интересней все в этом же полёте и в этот же такой день 13 августа 1980 года.
Это сообщение редактировалось 14.08.2023 в 02:28