У меня есть вступление и первые две главы книги более-менее вычитанные (остальные слишком сырые и там галиматься с именами мест, людей и пр. надо перечитывать и трусить).
Хотите попробовать на вкус книгу Дайсона-Младшего (маленький кусочек)?
Посредственный педагог - излагает.
Хороший - объясняет.
Гениальный - вдохновляет.
* * * * * * *
ПРОЕКТ "ОРИОН"
Подлинная история атомного взрыволета
ДЖОРДЖ ДАЙСОН
2002 г.
Оно обрекало мамонтов на гибель, и оно привело к той ловушке, в которую суждено было поймать солнце.
Герберт Уэллс, 1914
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Бэл-Эйр"
В 1957 году, именно аэродинамические плавники на багажнике, а не ремни безопасности в салоне считались стандартным атрибутом американского автомобиля. Аэроплавники достигли пика своей популярности с "Шевроле Бел-Эйр" 1957-го года выпуска. Его привод на 235 кубических дюймов рядной шестерки или на 283 кубиков V-образной восьмерки, предлагался с ручной коробкой скоростей или "Пауэр Глайд" автоматом. "Бэл-Эйр" имел двухцветный облик, подчеркнутый анодированным алюминием и был порожденниием космической эры Лос-Анджелеса, а не старьем эпохи Детройта. Дополнительное оборудование, помимо ремней безопасности, включало электрические стеклоподъемники, шестипозиционный электрический привод сидений, а так же встроенную электробритву. Русские, конечно, были первыми в космосе, но "Джерерал Моторс" был не превзойден на трассе.
Эта книга - история проекта "Орион". В 1957 году небольшая группа ученых под руководством физика Теодора В. Тейлора, в которую входил мой отец, Фримен Дж. Дайсон, предприняла вполне серьезную попытку построить межпланетный космический корабль, приводимый в движение ядерными бомбами. Этот труд - лучшее, что я смог сделать, восстанавливая историю, которую мой отец в то время мог рассказать мне только фрагментарно.
"Орион" был ровесником, как первого искусственного спутника Земли, так и "Шевроле Бэл-Эйр". Когда мой отец подключился к работе над проектом "Орион", он сидел за рулем "форда" 1946-го года. Но после года в Ла-Хойле, Калифорния, настало время отказаться от старичка. "Наш бедный старый авто, наконец, испустил дух."- Сообщил он в своем еженедельном письме домой: "Так что вечером в пятницу мы в последний раз завели своё старое авто. Мы направились к большому автодиллеру в Сан-Диего и приценились к множеству машин, проехались на трех, и, наконец, купили двухлетний "Шевроле" к 9 вечера". Бирюзово-белый "Бэл-Эйр" 1957-го года.
В пять лет от роду, я в Ла-Хойле (драгоценный камень), Нью-Джерси, обнаружил для себя рай. "Джерерал Атомикс", исполнитель проекта, предоставлял дом с бассейном и цитрусовым садом, расположенный в Бугенвилле с видом на Тихий океан, который мы наблюдали на закате, чтобы поймать зеленый луч.** [редкое явление на закате солнца. Прим. пер.] Зимние волны вздымались и перекатывались через рифы на Виндансе, где субкультура серфенгистов укрепилась так же цепко, как прибрежная ламинария укореняется в основание дна. Теодор Гейсел, более известный как Доктор Сьюзи, приходил к нам в трехкомнатную школку Коув в Ла-Хойл. Морские уши, достаточно крупные, что бы противостоять удару монтировки, можно было собирать во время отлива. Мой отец, а со временем и моя тринадцатилетняя сестра Катарина, вступили в местный клуб планеристов и там проводили субботы. Взлетев с лебедки, они пытались удержаться в восходящих потоках скал Торри Пайнс, опираясь на ткань, обтягивающую планер. Тогда же Джек Керуак опубликовал свой бестселлер "На дороге".
Аэродинамические плавники на "Шевроле" были точь-в-точь как на межконтинентальных баллистических ракетах "Атлас", которые "Конваир Астранавтикс", филиал того же корпоративного семейства что и "Дженерал Атомикс", собирал на новом объекте в 40 миллионов долларов стоимостью, расположенном в четырех милях от побережья. В июле 1958-го года "Конваир" провела день открытых дверей, предоставила бесплатные ход-доги и ежечасно показывала взлет модели своей МБР, которая, как объявляла местная газета, "будет оставлять дымный след и завершит свой полет большой красной вспышкой, имитируя детонацию боеголовки". Реальные ракеты "Атлас", имели дальность стрельбы 5000 миль и несли термоядерные боеголовки, каждая из которых выжигала сто Хиросим. Доставку водородных бомб на гражданские объекты тогда праздновали днем открытых дверей, а в это же время, "Орион", космический корабль, который будет использовать бомбы, чтобы доставить гражданских лиц на Марс, Юпитер и Сатурн, был настолько окутан секретностью, что до июля 1958 года, даже существование подобного проекта оставалось глубокой тайной для публики.
Большая часть документации по проекту "Орион" все еще классифицируются "СЕКРЕТНО - ОГРАНИЧЕННЫЙ ДОСТУП", хотя большинство из того, из-за чего первоначально проект в 1958-ом был засекречен, теперь находится в свободном доступе, за исключением некоторых конкретных технических нюансов. Любая потенциальная опасность использования документации по "Ориону" для разрушительных целей превышает потенциальные выгоды того, что знания "Ориона" могут быть полезными для решения задач, которые мы сейчас не можем решить или даже не можем понять. Со временем, мы перерастем свое стремление использовать ядерную энергию как оружие, а проект "Орион" станет монументом тем, кто когда-то верил, или до сих пор верит, в возможность превратить мощь этого оружия в нечто иное.
Все люди, которых я посетил или они собирались вместе, в конечном счете полагали, что они успешно продвигали мечту, которая, тем не менее, потерпела неудачу. Годы проведенные в работе над "Орионом" были наиболее интересными в их жизни. Готовы ли они делать это снова? Определенно да. Должны ли мы это делать сейчас? Возможно, и нет.
"У нас было удивительное время творческой свободы, прежде чем появилась любая из этих публикаций об осадках," - сказал ведущий экспериментатор "Ориона" Брайн Данн- "Это была сумасшедшая эпоха. Все наши ценности были перевернуты из-за холодной войны. Это было закрытое общество и самые причудливо-странные идеи тут пышно произрастали."
* * *
1 СПУТНИК
4 октября 1957-го года, первый искусственный спутник Земли, весом в 184 фунта, был запущен. "Спутник I" совершал оборот вокруг Земли каждые девяносто минут в течение следующих трех месяцев. "Спутник II" последовал 3 ноября и весил уже 1120 фунтов, внутри был живой посланник космической державы, собака Лайка. Третий искусственный спутник Земли вывели на орбиту 31 января, его запустила 32-х тонная ракета "Юпитер-С" . Изготовленный "Кристал Корпорейшен" "Эксплоэрер-1" весил 31 фунт.
Гонка в космосе стартовала. В Вашингтоне, округ Колумбия, Агентству Передовых Проектных Исследований (ARPA, теперь DARPA) в Пентагоне был выделен небольшой офис и на него была возложен миссия по координации усилий Соединенных Штатов по выполнению миссии догнать, как в гражданском, так и в военном отношении. НАСА до июля 1958-го года еще не существовало. Все три ветви вооруженных сил Соединенных Штатов дружно включились в борьбу за космическое пространство. "Если это летает, это наша компетенция!" - заявили ВВС. "Но это называется космический корабль!", возразил военно-морской флот. "Хорошо, но Луна - суша!" - Парировала армия, которая уже заполучила ракеты пионера ракетостроения Вернера фон Брауна.
"Спутник" застал американского обывателя врасплох, но не аэрокосмический истеблишмент Соединенных Штатов. Американские ученые были хорошо осведомлены и о некоторых усилиях Советов, и о поползновениях в Соединенных Штатах, а именно, по межконтинентальным баллистическим ракетам "Атлас" и "Титан", программе спутников "Эксплоэрер" и "Авангард", о ядерном ракетном проекте Rover в Ливермоне и Лос-Аамосе, и даже о планах по высадке на Луну. Все это ставилось на повестку дня еще до того как русский "Спутник" взошел над горизонтом. Миссия ARPA заключалась в консолидации существующих аэрокосмических проектов, дифференциации военных от гражданских целей, и в рассмотрении всех вариантов, даже самых надуманных. Ядерные темы рассматривались с большим энтузиазмом. То была эпоха неограниченных ядерных испытаний в атмосфере, с эквивалентом в несколько тысяч Хиросим, взрываемых год за годом.
Одним из рассматриваемых ARPA проектов, под условным называнием "проект "Орион", был межпланетный космический корабль, приводимый в движение ядерными зарядами. "Орион" был потомком идеи, впервые рожденной как идея беспилотного аппарата, математиком из Лос-Аламос Станиславом Улама, вскоре после испытания атомной бомбы "Тринити" в Аламогордо, Нью-Мексико, 16 июля 1945 года. Это было типично для Улама, думать об использовании бомб чтобы двигать ракеты, в то время как все остальные ломали голову над использованием ракет для доставки бомб.
Для того чтобы визуально вообразить "Орион", представьте себе огромный одноцилиндровый двигатель внешнего сгорания, этакий одинокий поршень движется возвратно-поступательно внутри "камеры сгорания" космической пустоты. Сам корабль - яйцевидной формы и высотой с двадцатиэтажное здание, а заряд в 1000 тонн тротиловой мощности толкает бронированный поршень, соединенный с кораблем амортизирующими колоннами. Первые двести взрывов, через полусекундные интервалы, суммарным эквивалентом в пару 100 тысяч тонн тротила, поднимут судно от уровня моря до 125000 футов. Каждый удар добавляет 20 миль в час скорости корабля, и этот импульс эквивалентен его свободному падению с высоты в 15 футов. Шесть сотен взрывов, постепенно увеличивающие мощность отдельного до 5-ти килотонн, выведут корабль на 300 мильную орбиту вокруг Земли. "Я обыкновенно много воображал то, как будет выглядеть полет, вертикальный подъем." - Говорил Тед Тейлор, младший коллега Улама, который инициировал проект "Орион" и широко известен как проектировщик самых маленьких и самых больших атомных бомб в арсенале Соединенных Штатов, он был однозначно компетентен, чтобы представлять это. - "Первый полет этой штуки с полномасштабной миссией будет самым зрелищным явлением, который люди когда-либо видели."
Совершенство обычной ракеты определяется скоростью истекающих газов. Она в свою очередь ограничивается заключенной в топливе энергией и эффективностью превращения той в кинетическую энергию за счет расширения газа в сопле, а так же температурой, при которой начинают плавиться камера сгорания и сопло ракетного двигателя. Для химической ракеты максимальная скорость истечения - около 3 км/с (60000 миль/ч) - это предельная скорость, которую энергия, выделяемая при перестройкой электронов в ходе химических реакций, может сообщить продуктам реакции при их разлете. Для достижения низкой околоземной орбиты (7 км/с) требуется, по меньшей мере две ступени, а чтобы достичь параболической скорости (11 км/с) нужно по крайней мере три, и тогда вы можете улететь прочь от Земли,не вернувшись назад. При заданной изначально полезной нагрузке, каждая ступень увеличивает массу примерно в четыре раза, от начальной. Поэтому нужна химическая ракета не менее 16 тонн, для вывода на низкую околоземную орбиту одной тонны. Визит к Луне с возвращением, требует пяти ступеней, и в итоге получается около тысячи тонн на каждую тонну, чтобы доставить ее туда и обратно. Вояж на Юпитер, Сатурн, или даже Марс становится непомерно дорогим, именно поэтому нам все еще только предстоит проникновение за пределы Луны чем-то еще, кроме как беспилотными односторонними зондами. Для того чтобы действительно исследовать Солнечную систему, за время, соизмеримое с карьерой отдельных готовых на это авантюристов, требуется высокое ускорение дабы только добраться до интересного места, топливо для обратного пути и хорошие тормоза, чтобы возвращаясь, вы могли затормозить.
"Орион" избавлен от всех этих ограничений, поскольку ядерное деление освобождает в миллионы раз больше энергии, чем горение химических веществ, кроме того, из-за того, что сгорание топлива происходит в виде дискретных импульсов на удалении, это позволяет избавиться от ограничений высокой температуры внутри конструкции корабля. В химической ракете, топливо нагревается своим собственным сгоранием и становится реактивной массой. Реактивная же масса Ориона в отличие от урана или плутония, которые здесь служат только топливом, может служить практически любая дешевая, инертная материя, помещенная между толкающей плитой и бомбой. Ею может выступать что-то столь же легкое как полиэтилен, или тяжелое как вольфрам. Поэтому в дальнем путешествии ракетная масса может включать в себя отходы на борту судна как дополнении ко льду метана или другой материи, добытой с поверхности Марса, собранной среди колец Сатурна, или где-либо еще, там, где экспедиция решила остановиться.
Ракетная масса испаряется бомбой в направленную струю плазмы. В отличие от ракеты, которая отбрасывает рабочую массу от корабля, "Орион" отталкивает корабль от ракетной массы. Здесь сначала медленно отбрасывается ракетная масса вместе с бомбой, бомба сгорает, в результате чего часть полученной быстро движущейся ракетной массы ударяет в дно корабля. Продукты взрыва ударяют в толкающую плиту на скорости, примерно в сто раз большей, чем выхлоп любой ракеты, создавая температуру, которую не может выдержать никакое сопло ракеты. Примерно на одну трехтысячную секунды плазма сжимается у поверхности толкателя при температуре около 120 000 градусов. Это время слишком мало, для того чтобы тепло проникло вглубь плиты толкателя, поэтому корабль может выдержать длинную серию импульсов, точно так же как кто-то сможет быстро пробегать босиком по углям кострища, не обжигаясь. Даже в случае очень амбициозной межпланетной миссии, где требуется несколько тысяч взрывов, общее время взаимодействия плазмы с толкающей плитой все равно составит менее одной секунды. Высокая температура здесь надежно изолирована во времени и пространстве от корабля.
Главная изюминка, которая соблазнила в "Орионе" ARPA в 1958 году, потом соблазняла ВВС в течение семи лет, и некоторое время подкупала даже NASA в 1963-м году, является его удельный импульс - стандартная мера для сравнения эффективности различных форм ракетных движителей в космосе. Формально, она определяется как скорость отбрасываемой ракетной массы, деленное на ускорение свободного падения у Земли, g. Удельный импульс (Isp) измеряется в секундах и может быть нестрого представлен, как продолжительность времени, в течении которого один фунт топлива может генерировать один фунт тяги у Земли. Лучшие химические ракеты достигли удельного импульса около 430 секунд, а ядерная ракета на основе реактора, используя существующие технологии, может достичь 1000 секунд. Удельный импульс измеряется и как квадратный корень из температуры истекающих газов, так что ракета с внутренним выделением тепла, не может достигнуть заметно большего удельного импульса, без плавления конструкции корабля.
Двигатель внешнего сгорания "Ориона" избавлен от подобных температурных ограничений и развивает гораздо более высокий Isp, от 2000 до 3000 секунд для конструкций самого первого поколения, от 4000 до 6000 для более крупных транспортных средств с использованием существующих технологий взрыва и, возможно, на порядок выше, если искусство осуществления взрывов будет существенно продвинуто. Другие технологии, такие как ионные двигатели с ядерно-электрической или солнечно-электрической энергоустановкой, тоже предлагают высокий удельный импульс, но только при очень малой тяге. Химические ракеты создают высокую тягу, но с низким удельным импульсом. И только "Орион" предлагает обе опции. И чем больше подобный корабль, тем выше его Isp. Даже версия "Ориона" первого поколения может, как это описывается у аэрокосмического историка Скотта Ловзе, "стартовать из низины Джек-платца на орбиту Сатурна и вернуться на околоземную орбиту, и все - на одной ступени".
Проект "Орион" развивался с 1957 по 1965 год. "Дженерал Атомик", подразделение "Джеренал Динамикс Корпорейтед" был организован для развития и воплощения идей мирного использования атомной энергии, которое, как принято считать, включает в себя все что угодно, кроме ядерных бомб. "Дженерал Атомик" был основан в 1955 году, Фредериком де Гофманом, молодым физиком, который ушел в предпринимательскую деятельность, где стремился вернуть себе тот дух творчества, который испытал в Лос-Аламосе во время войны. "Дженерал Атомик" привлекал не только первоклассных теоретиков и экспериментаторские таланты, но обладал поддержкой политиков, финансистов и промышленников, которые, после успеха Манхэттенского проекта и его приемника - водородной бомбы, - стремились понять что же коллеги де Гофмана могут придумать в следующий раз. Появилось узкое окно возможностей между запуском первого искусственного спутника Земли и приверженностью Соединенных Штатов к исключительно химическому подходу к космосу. Было только одно время и одно место, а именно "Дженерал Атомик", где был предложен такой неортодоксальный шанс как "Орион". Где еще тридцатидвухлетний физик, на следующий день после того как полетел Спутник, мог начать воображать о том, сколько надо использовать бомб чтобы отправить что-то размером с атомную подводную лодку на орбиту, и где он мог провести следующие семь лет своей жизни, при попустительстве "Дженерал Динамикс", AEC, ВВС и даже в незначительной степени НАСА, чтобы сдвинуть эту идею с мертвой точки?
Де Гофман и Тэйлор разжились исследовательским контрактом на 5000 долларов в офисе Комиссии по Атомной Энергии (AEC), Альбукерке и это была формальность, которая обеспечила доступ к секретной информации, необходимой для работы над чем-либо, имеющим отношение к ядерной бомбе. С 3 ноября 1957 года, на следующий день, после того как был запущен Спутник II (с Лайкой на борту), "Дженерал Атомик" выпустил "Записку о возможности для очень большого судна с ядерным приводом, развить скорость покидания Земли" под авторством Т.В. Тейлора. Новый проект был назван "Орион" без особой на то причины, говорил Тейлор, который просто "выбрал имя с потолка". Маршалл Розенблат предложил название кодировать как О'Ryan: to throw others off the trail - "сбивать других со следа".
К началу 1958-го года планы по строительству "Ориона" обрели форму. Предложение Теда Тейлора, которое было показано ARPA в начале 1958 года, предполагало 4000 тонное судно, принявшее на борт до 2600 бомб и способное доставить на орбиту полезную нагрузку в 1600 тонн. "По оценкам доктора Тейлора, полностью оснащенный космический корабль может быть построен к 1963-1964 году и будет стоить примерно 500 000 000 долларов." - рапортовал младший лейтенант Рональд Пратер, один из контролеров ARPA после визита в "Дженерал Атомик" в ноябре 1958 г. Предполагаемые миссии для него варьировались от способности доставлять "водородную боеголовку настолько большую, что она будет опустошать страну в одну треть от размеров Соединенных Штатов", до грандиозного тура по Солнечной системе, который главные ученые "Ориона" мыслили в виде некого повторения путешествия Дарвина на "Бигль", то есть четырехлетняя экспедиция к лунам Сатурна, включая двухлетнее пребывание на Марсе. "Сатурн к 1970 году!" - лозунг физиков. "Тот, кто обладает "Орионом" будет управлять миром" - лозунг генерала Томаса Паэура, главнокомандующего стратегической авиацией.
Кадр с титрами фильма о летающей модели, представленный разработчиками для ARPA/ВВС в 1959 году.
Ранней весной 1958 года, "Дженерал Атомик" начал переезд из временной штаб-квартиры из школы на улице Барнард в деловой части Сан-Диего на живописную площадь в триста акров на плоском холме над пляжами Ла Джолла рядом с Торри Пайнс.
Её центральную часть занимала круглая техническая библиотека два этажа в высоту и 135 футов в диаметре - точно как диаметр в проекте 4000-тонного Ориона. Библиотека, включавшая в себя кафетерий, обеспечивала ощущение масштаба. Тед Тейлор будет указывать на автомобиль или грузовик доставки, как на размер существующих космических аппаратов, и говорить: "Это то, что годится для заглядывания через замочную скважину". После он будет указывать на библиотеку и говорить: "А это нужно для открытия двери."
Большая часть техдокументации на проект "Орион" остается засекреченной и по сей день. Даже названия документов часто закодированы, оставляя только случайные подсказки о их существовании, например, ссылка на Теда Тейлора в первоначальном докладе Маршала Розенблюта о возможностях "Ориона", которая были представлены в рассекреченной переписке ВВС и фигурирует только как GA-292, и о которой историк авиации пишет: "содержит все необходимые технические характеристики для очень большого космического корабля… которые были направлены в ARPA и ASWC в начале 1958 г." Некоторые из причин такой секретности, например, потенциал "Ориона" в качестве стратегической платформы для размещения оружия в глубоком космосе, в настоящее время устарели. Другие секреты, особенно о том, как спроектировать миниатюрный ядерный заряд с направленным выходом энергии и при этом использовать очень небольшое количество плутония, остаются сегодня столь же актуальными, как никогда ранее.
Тейлор мог дополнять имеющийся в "Дженерал Атомик" персонал еще и внешними консультантами, в тех случаях, когда был уточнен их Q-статус, особый уровень доступа, находящийся в ведении AEC в соответствии с Законом об атомной энергии 1954-го года. Одним из таких консультантов был мой отец, Фримен Дж. Дайсон из Института перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси, который периодически исчезал в "Дженерал Атомик", делая небольшие намеки на то, над чем он работает и из чего, можно было делать догадки.
"У меня нет ничего особо оригинального, чтобы я мог рассказать о Спутнике. Вся эта история у меня вызывает иронию" - писал он своим родителям в Англию под новый 1958-й год по пути из Нью-Йорка в Сан-Диего, чтобы провести свою первую десятидневную консультацию по проекту "Орион" с Тэдом. "На мой взгляд, очевидно, что Советское правительство не намерено кого-то оттуда бомбить, но оно намерено доминировать на Земле в стремительности научно-технического прогресса. Это, в свою очередь, побудит американцев запустить целый ряд крупных проектов, на которые они поскупились бы раскошелится в противном случае. Нет никаких сомнений, что колонизация Луны и планет будет среди этих начинаний. Я надеюсь, что сам приложу к этому руку".
К весне Фримен проводил все больше и больше времени на Западном побережье. "Я нахожусь сейчас в группе не более 12 человек, всем им до 40 и они планируют предприятие, которое неизбежно вырастит до грандиозных масштабов." - Писал он 27 апреля из отеля Дел-Черро, недалеко от пляжа Шорс в Ла Хойле. "Ощущения и атмосфера такие, как в начале атомного проекта, в первые его дни, еще до Лос-Аламоса, когда мысль Оппенгеймера, Теллера и горстки других людей нащупывала подходы к проблеме, находила основные идеи для всего того, что появилось позже. Что характерно для такого очень раннего периода, так это то, что нет ощущения ни давления, ни спешки, все очень неформально и ненапряженно, и мы сами испытываем трудности в восприятии ситуации всерьез. В последующие годы, когда огромные проекты и целые империи вырастут из всего этого, ранний период станет легендарным, и мы сами не сможем отличить наши воспоминания об этих временах от легенд, которые будут шириться вокруг нас."
"В том, что я сказал в этом письме, нет никакого нарушения секретности," добавил он, "так как я ничего не сказал о том, что мы делаем. Тем не менее, я хочу, чтобы вы молчали даже об этом и не рассказывали своим друзьям, что я делаю что-то необычное". В мае 1958 года, проект "Орион" получил разрешение приоткрыть суть свих работ в конфиденциальном порядке, но только для небольшой целевой группы людей, так как становилось трудно нанимать таланты без объяснения основных идей и целей мероприятия. Наконец, 2 июне 1958 года свершилось нечто существенное. Без ссылки на название проекта, в Вашингтоне , округ Колумбия, был опубликован одно страничный пресс-релиз: "Рой У. Джонсон, директор Агентства перспективных исследований, сегодня объявил, что Исследовательский центр ВВС и Командование Развития Армии, уполномочили сделать технеко-экономическое обоснование контракта с "Дженерал Атомикс", отделения "Дженерал Динамикс Корпорейшен", расположенного в Саен-Диего, штат Калифорния, в связи с возможностью развития новой концепции двигателя, применяющего контролируемые ядерные взрывы... в атмосфере и за ее пределами. Первоначальные расходы на это исследование требуют одного миллиона долларов в течение 1959-го финансового года."
Мне было пять лет и космос казался в пределах досягаемости настолько, что лишь дети эпохи Спутника могут это понять. Летом 1957 года мы поехали в обсерваторию Лик на горе Гамильтона в Калифорнии, чей 26-и дюймовый рефлектор был в свое время самым мощным телескопом в мире. Когда мой отец поднял меня к холодному латунному окуляру, Сатурн и его кольца заполнили черноту. Звездная ночь, мы в большом, как суповая тарелка куполе, и было ощущение как будто мы в огромном космическом корабле и уже путешествуем на пол пути. Позже в том же году мы всматривались в Млечный Путь, чтобы увидеть как первые спутники проходят над нашей головой. Под ясным зимним небом Нью-Джерси я научился распознавать звезды и отличать планеты, используя копию руководства Х. А. Рэйя "Поиск созвездий", который был так же автор "Любознайка Джордж". Фримен сообщал моему деду в октябре 1957 года: "Сегодня, когда я пришел домой с работы, было уже темно и Джордж сказал: 'Я только что был снаружи и мог видеть Венеру и Орион'. У него широко распахнуты глаза для всех явлений природы, птиц и бабочек, червей и облаков."
Космические путешествия в 1950-е годы казались неизбежными. Как было отмечено ВВС при рассмотрении проекта: "Открывшиеся возможности использовать "Орион" так же безграничны, как сам космос". Дети, которые будут разочарованы в 1960-е из-за войны во Вьетнаме, провели 1950-е уверенные, что именно нам суждено колонизировать космос. Когда выяснилось, что правительство Соединенных Штатов планирует построит межпланетный корабль, движимый бомбами, и что мой отец собирался быть на его борту, я был среди менее всего удивленных этим. "Когда я отвозила Джорджа в школу сегодня утром, то рассказала ему о космическом корабле," - сообщила моя мачеха, в июне 1958 года, когда AEC и Министерство обороны впервые разрешило "Дженерал Атомик" упоминать о существовании контракта прессе. "Он был очень взволнован, сразу же спросил на какую планету вы отправитесь, и не найдется ли немного место рядом с вами и для него, чтобы путешествовать вместе".
Когда мой отец вернулся домой, у меня были бесчисленные вопросы. "Насколько велик космический корабль? Как он будет выглядеть? Как он работает? Где вы будете путешествовать, и как долго вас не будет?
"Я не могу вам это рассказать" - ответил он: "но когда-нибудь вы все это узнаете"