«Грач» возмездия
Юрий ЗАРЕЦКИЙ.
Грузинская агрессия против Южной Осетии и последовавшая вслед за этим операция по принуждению к миру стали своеобразной проверкой боеспособности Российской армии.
После завершения боевых действий военные и разработчики оружия подводят итоги, анализируют полученный опыт, разрабатывают планы на будущее. О перспективах дальнейшего развития легендарного штурмовика Су-25 рассказывает главный конструктор «ОКБ Сухого», президент Научно-производственного концерна (НПК) «Штурмовики Сухого» Владимир БАБАК.
- Владимир Петрович, давайте начнем разговор с общего вывода по использованию Су-25 в проведенной операции.
- Сотрудники концерна с первых часов взаимодействовали с военными, знают реальное положение дел и всю динамику развития событий. Прежде всего считаю нужным высказать благодарность личному составу штурмовой авиации и в особенности авиационной части, расквартированной в Буденновске, за высочайшие профессиональные качества, проявленные в ходе проведения операции. Летчики-штурмовики решали боевые задачи блестяще. Благодаря их мужеству и летному мастерству спасены тысячи мирных жителей Южной Осетии и российских военнослужащих.
Российским ВВС противостоял очень серьезный, хорошо подготовленный, организованный и обученный противник. Грузия создала систему ПВО на самом современном уровне. В ее списке практически вся номенклатура советских комплексов и их модификаций от С-75, С-200, «Бук», «Оса», «Куб», «Тунгуска» до ПЗРК, зенитных установок. Фактически это был образцовый участок советской системы ПВО конца 1980-х, годов дополненный «мозгами» из США, Израиля и Украины. В результате нашей авиации противостояла мощная группировка, действующая четко, слаженно и хитро.
В операции состоялось боевое крещение штурмовика Су-25СМ. Он обладает более совершенным прицельно-навигационным комплексом. При выполнении боевых вылетов эти машины использовались ведущими, а ведомыми – Су-25, не прошедшие модернизацию. Все поставленные задачи штурмовая авиация выполнила.
Общий вывод: для уничтожения целей на поле боя, а тем более в горной местности, применение штурмовиков наиболее оптимально. Даже в отдаленной перспективе другие авиационные комплексы более эффективно выполнять такую задачу не смогут.
- Какие отзывы о Су-25СМ получены от летчиков?
- Они довольны машиной, высказали ряд пожеланий, которые мы постараемся выполнить в кратчайшие сроки. Реализуем сделанные разработки, которые не успели сделать на машине до начала боевых действий. Выбранный путь модернизации при совмещении с ремонтом на АРЗ Минобороны №121 полностью оправдал себя. ВВС получили самолет, способный решать больше задач, чем решал Су-25, и со значительно большей эффективностью и более широкой номенклатурой боеприпасов.
Инженерно-технический состав отмечает снижение на 25-30 процентов трудозатрат по обслуживанию нового штурмовика в сравнении с базовой моделью. Встроенная система контроля бортового оборудования позволяет значительно снизить трудозатраты при подготовке самолета к повторному вылету. В авиационных частях, где один борттехник не от хорошей жизни, закреплен за тремя машинами - это весьма существенно.
Летчики подтвердили возросшую точность применения средств поражения. Они заявили, что теперь могут бить белку в глаз. Точность навигации и боевого применения неуправляемого авиационного вооружения возросла в полтора раза, а в бомбардировочном применении достигла уровня точности управляемых АСП. Стало возможным бомбометание с различных видов маневра, а при навигационном бомбометании с высоты 5.000 метров максимальное отклонение боеприпаса 25 метров.
Отдельным пунктом положительно оценивается возможность смены темпа стрельбы пушки. Летный состав заявляет, что благодаря этому увеличилась эффективность применения пушечного вооружения. При штурмовке колонны грузинских войск летчик мог «проутюжить» ее с темпом стрельбы 375 выстрелов в минуту, расходуя на машину врага один - два снаряда. Их вполне достаточно для поражения автомобильной и легкобронированной техники, а обладая определенными навыками, можно вывести из строя танк, поразив моторный отсек.
Особую радость у летного состава вызвала цифровая карта местности, выводимая на многофункциональный цветной индикатор, и обозначаемый на ней маршрут полета. Она значительно упростила ведение визуальной ориентировки и возвращение на аэродром базирования при возвращении с боевого задания. После выполнения атаки цели на старой модели летчику надо уточнить свое местоположение для выполнения маневра отхода. Конечно же, на это уходит всего несколько секунд, но именно они порой становятся роковыми, когда по вам работает мощная система ПВО противника.
Все это достигнуто благодаря выбранной при создании Су-25СМ концепции «просто – точно – эффективно – недорого». Боевые возможности самолета расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс». В его состав входят системы обработки и отображения информации, спутниковой и ближней навигации, станция радиотехнической разведки, самолетный ответчик, автоматический радиокомпас, цифро-аналоговая система управлением оружием и другое оборудование.
В проведенной операции погиб командир звена майор Владимир Едаменко, потеряно три машины, и все же «Грачи» продемонстрировали высокую живучесть. Ранее некоторые специалисты заявляли, что штурмовики могут эффективно работать только при слабой ПВО. Сегодня на таких утверждениях поставлен крест. Из боевых вылетов после поражения ракетами комплексов ПВО на аэродром базирования вернулось три Су-25СМ, они будут отремонтированы. Характер полученных повреждений указывает на применение ракет с радиолокационной головкой самонаведения или радиокомандной системой наведения.
- Вы делаете ставку на модернизацию имеющихся штурмовиков, а дальнейшее развитие у «Грача» будет?
Безусловно, модернизация Су-25 в вариант Су-25СМ расширит возможности штурмовой авиации. Сто раз был прав генерал-полковник Александр Зелин, когда, еще будучи заместителем главкома ВВС по авиации, сказал: «Мне нужен полк таких самолетов в течение двух лет». В 2006 году мы передали первые четыре машины в Буденновск. Создали учебный класс, обучали летный состав на тренажерах, стажировали в липецком ЦБП и ПЛС и, как видим, успели подготовить летчиков. Без преувеличения – своим решением нынешний главком ВВС спас многим летчикам жизнь. Мы понесли бы большие потери, если бы пришлось выполнять боевые вылеты только на обычных Су-25.
Командование и летчики-инструктора в Буденновске заявляют, что им нужна «спарка» - учебно-боевой вариант Су-25СМ. Без него невозможно в полной мере обучать летный состав. Авиационные законы и опыт требуют обязательной проверки летчика в полете. Тренажер здесь не поможет. К тому же у командиров появится уверенность в уровне подготовки подчиненных, а это тоже немаловажно. Положительное решение по этому вопросу принято. Главком ВВС генерал-полковник А. Зелин подписал необходимые документы.
Говоря о перспективах развития штурмовика, необходимо вспомнить историю ближайших десятилетий. В конце прошлого века ударной силой авиации ВВС были Су-7, Су-17, Су-24, МиГ-23, МиГ-27, и завершал этот ряд «гадкий утенок» Су-25. Удаление его аэродрома базирования от поля боя – 150 км, глубина расположения целей от передовой около 50 км. Война в Афганистане вывела штурмовик на первое место, он обрел имя, хорошо знакомое не только в нашей армии, – «Грач».
Сегодня Су-25 остался единственным самолетом, способным работать на поле боя и в оперативной глубине боевых порядков противника. Су-24 с имеющимся комплексом вооружения способен нанести точный и мощный удар по заранее назначенной цели, но заниматься ее поиском на поле боя для его экипажа весьма сложная, а в большинстве случаев невыполнимая задача.
За годы экономического кризиса Российская армия претерпела значительные изменения. Главной задачей до недавнего времени считалось сокращение количественного состава военнослужащих. В настоящее время на первый план выходит требование по оптимизации частей, соединений, объединений и оснащение их наиболее эффективным оружием для современных боевых действий.
Грузинская армия показала маневренную войну. Танки, РСЗО и другая техника не находились долго на одном месте, а постоянно меняли свои позиции. На поле боя требуется самолет, имеющий возможность поражать подвижные цели. НПК «Штурмовики Сухого» создало такой штурмовик, значительно превзошедший своих предшественников.
Поясню мысль, оперируя образами. Су-25 конструировался в 1970-е годы, но это уровень начальных классов, Су-25СМ – старшие классы. Пришло время поступать в институт – Су-25Т, выпускным курсом в нем станет Су-25ТМ. Мы готовы, летчики строевых полков нас поддерживают, а решение вопросов финансирования, уточнения организационно-штатной структуры ВВС в компетенции государства и Генштаба России.
- Как вы оцениваете перспективы создания легкого штурмовика Як-130?
- Учебно-тренировочный Як-130 создан, оптимален для обучения и начальной подготовки курсантов. Если говорить про его боевой вариант, то необходимо определиться, какие задачи он будет выполнять и против кого.
Современные бандформирования имеют на вооружении зенитные установки и ПЗРК. Конструкцию авиакомплекса для повышения боевой живучести придется усиливать, устанавливать бронирование, размещать системы активной и пассивной защиты от средств ПВО. Затем военные захотят расширить номенклатуру вооружения, а это установка дополнительных комплексов и систем, обеспечивающих применение средств поражения.
Как видите, Як-130, будет повторять весь путь, пройденный нами в середине прошлого века, и первым его барьером станет необходимость увеличения взлетного веса. В свое время мы начинали с веса 8.000 кг, а теперь, установив все системы, пришли к весу пустого самолета 9.500 кг. Перспектив конкурентоспособности Як-130 на поле боя даже с Су-25СМ на обозримое будущее не видно. Если кому-то нравятся шапкозакидательные проекты и вложение в них государственных денег, то он всегда найдет, как обосновать самые несуразные действия. Война все расставит по местам, она ошибок не прощает.
...
Красная Звезда - cамая полная, достоверная и оперативная информация об армии
//
www.redstar.ru