Сразу оговорюсь, что и не думаю уменьшить заслуги создателей и идеологов данной машины, в то время и на то время когда она создавалась. Имхо она свои задачи выполнила. Вопрос в другом.
Тема навеяна недавним интервью с Бабаком (в КЗ:
«Грач» возмездия ). Приведу выдержки, мои критические заметки думаю помогуть обьяснить почему я задал вопрос, вынесенный в заголовок темы:
> В операции состоялось боевое крещение штурмовика Су-25СМ.(...) Стало возможным бомбометание с различных видов маневра, а при навигационном бомбометании с высоты 5.000 метров максимальное отклонение боеприпаса 25 метров.
То что прицельное оборудование в носовом обтекателе не позволяет данной машине прицельно применять АБ "под брюхо" и осуществлять длительную подсветку при маневрировании, Бабак есс-но не упоминает.
> Особую радость у летного состава вызвала цифровая карта местности, выводимая на многофункциональный > цветной индикатор, и обозначаемый на ней маршрут полета. Она значительно упростила ведение визуальной ориентировки и возвращение на аэродром базирования при возвращении с боевого задания.
Это конечно плюс, хотя можно и без "цифровой карты местности", а чем эта карта упрощает ЦУ и дает информацию о реальной обстановке - ничем. Главное средство обнаружения целей как было, так и есть Зоркий Глаз Чингачука-летчика.
> В проведенной операции погиб командир звена майор Владимир Едаменко, потеряно три машины, и все же «Грачи» продемонстрировали высокую живучесть.(...) Из боевых вылетов после поражения ракетами комплексов ПВО на аэродром базирования вернулось три Су-25СМ (...).
Так что были выведены (временно/навечно) из строя 6 машин всех модификаций.
> Боевые возможности самолета расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс».
Чем этот комплекс способствует обнаружению целей, опять же скромно умалчивается.
> Командование и летчики-инструктора в Буденновске заявляют, что им нужна «спарка» - учебно-боевой вариант Су-25СМ. Без него невозможно в полной мере обучать летный состав.
Границ попилу нет.
> На поле боя требуется самолет, имеющий возможность поражать подвижные цели. НПК «Штурмовики Сухого» создало такой штурмовик, значительно превзошедший своих предшественников.
То есть он должен летать по полю боя и искать подвижные цели при дальности действия 150 км. Запомним.
> Су-25 конструировался в 1970-е годы, но это уровень начальных классов, Су-25СМ – старшие классы. Пришло время поступать в институт – Су-25Т, выпускным курсом в нем станет Су-25ТМ.
Хорошо, посмотрим что он о данных модификациях говорит:
> Главное принципиальное преимущество этого самолета-штурмовика (Су-25Т - прим. мое) - поражение движущихся наземных и надводных целей. Такую возможность дает оптико-электронная прицельная станция (ОЭПС) «Шквал» разработки Красногорского оптико-механического завода. ОЭПС за счет 23-кратного (!) увеличения по телевизионному каналу обеспечивает раннее обнаружение и распознавание танка на дальности 8-10 км.(...) Штурмовик способен поражать цель с высоты 5.000-6.000 метров, не входя в зону поражения ПЗРК. Вероятность поражения комплексом «Оса» снижается до минимума, а штурмовик поражает цель противотанковой управляемой ракетой «Вихрь» с вероятностью 0,9. Су-25Т ПТУР с лазерным наведением буквально сносит башню танка, которая улетает в сторону на 25 метров.
Оставим фетишизм с улетающей башней на совести Бабака, но он опять же ГЛАВНОЕ не говорит: неважно сколько там ОЭПС дает по части оптического увеличения изображения цели, Вихрь все же не Мейверик и вести его надо практически строго по курсу до поражения цели. Так что за эти несколько секунд (официальн. скорость Вихря - 610м/с, 4км пролетает за 9 с) штурмовик пролетит, скажем (если цель на 8 км и скорость носителя только 550кмч) почти 3 км и таким образом входит в зону поражения. При этом он на одном заходе поразит от силы 2 цели (случайным залпом из 2 ракет). То есть в 2008 г. мы даже и не приблизились к возможностям Тандерболтов первых серий.
> Парадоксальная ситуация: создано уникальное оружие, но работники некоторых администратративно-руководящих структур словно зомбированны западной пропагандой и не хотят верить в успех отечественных конструкторов.
Еще бы.
> Сегодня уже как ругательство звучит упоминание, что наша разработка с используемым вооружением не имеет мировых аналогов.
Дошло?
А ТУТ ГЛАВНОЕ:
> Сегодня Су-25 остался единственным самолетом, способным работать на поле боя и в оперативной глубине боевых порядков противника. Су-24 с имеющимся комплексом вооружения способен нанести точный и мощный удар по заранее назначенной цели, но заниматься ее поиском на поле боя для его экипажа весьма сложная, а в большинстве случаев невыполнимая задача.
Даже тут на форуме уже почти до всех дошло, что даже вертолетам "на поле боя" ничего делать не надо - первое. О какой оперативной глубине идет речь если у Су-25 радиус действия смехотворный - второе. Но главное именно совершенно мне непонятное утверждение, что Су-25 может заниматся эффективным поиском цели на поле боя, то есть с одним летчиком, в случае с версией Т еще "играя в тетрис за рулем", ночью и в СМУ полностью слепым (если не считать прицельную систему прибором ночного видения обстановки
), с неадекватной системой вооружения (нет ни одной системы выстрелил-забыл - кроме НУРСов
), то есть более слепым, глухим и немощным чем даже танк
Мое имхо и собственно вопрос:
А не забыть бы нам про все эти итерации Су-25 и концентрировать финансирования на модернизацию Су-24. Преимуществ у последнего хватает:
- дальность, то есть более длительное дежурство в воздухе "по вызову"
- широкая номенклатура вооружения
- модернизационный потенциал, гораздо менее затратное внедрение новых систем
- штурман
- профиль полета гораздо шире
- если надо, то гораздо более приспособлен к быстрым ударам на ПМВ и на большой скорости
- гостинцев несет гораздо больше чем любой штурмовик
- все бортовые системы гораздо более эффективные чем у Су-25
- и главное: ему не надо летать над полем боя и вызывать огонь на себя.
Таким образом, если Су-24 вооружить современными и сравнительно дешевыми ракетами выстрелил-забыл (Бримстоун не предлагать
), то я не вижу ни одной задачи, где его мог бы эффективно заменить Су-25. Специфику стрельбы пушкой итд. оставим вертушкам.