А теперь внимание:
Россия может лишиться военного воздухоплавания – резкая оценка Юрием Рыжовым ошибок
//
volsklife.ru
Воздух без плавания
Россия может лишиться военного воздухоплавания – резкая оценка Юрием Рыжовым ошибок клерков из Минобороны
К нам в редакцию поступила достоверная информация о серьезных изменениях в структуре российского военного воздухоплавания, которые, по мнению специалистов, могут привести в конечном итоге к свертыванию темпов его развития, а, возможно, и закату этого оборонного сегмента. Для Вольска – тревожный сигнал, потому что на нашей земле базируется широко известный воздухоплавательный испытательный центр, в котором собрано несколько сотен уникальных специалистов.
Напомним, что воздухоплавательные части Военно-воздушных сил СССР стали воссоздаваться в середине прошлого века, когда автоматические аэростаты США показали свою неожиданную эффективность, безнаказанно действуя над территорией нашей страны. Так как горе-реформаторы, а они, увы, были и в советское время, к тому моменту успели добить уникальную отрасль науки и техники, пришлось заниматься ее восстановлением буквально с нуля и с данных, добытых разведкой. Собирая по крохам научно-техническую информацию, формируя в спешке боевые части на кадровой и мате
риальной базе ВВС, государственно мыслящие руководители удивлялись той непоследовательности, которая с завидной регулярностью вынуждает отечественных спецов действовать в режиме «ошпаренной кошки». Но поручение партии и правительства тогда было выполнено неукоснительно: к середине 60-х годов боевые возможности советского военного воздухоплавания (ВП) вплотную подошли к уровню вероятного противника.
Что может современное военное воздухоплавание? Многое: доставлять по воздуху различное оборудование, грузы военного назначения, в том числе средства поражения; вести воздушную разведку; поднимать на необходимую высоту радиолокационные и ретрансляционные станции, телеметрии. Поговаривают и о возможностях воздухоплавателей своими специфическими способами делать многое другое. например, перехватывать крылатые ракеты. Интересной особенностью этой техники является ее дешевизна относительно других средств доставки. Чтобы сбить автоматический аэростат, идущий на большой высоте, требуется затратить ресурсы, многократно превышающие стоимость аэростата. Привязные аэростаты обеспечения связью становятся недорогими дублерами в случае вывода противником из строя аппаратов космической группировки.
В настоящее время ведущие державы мира последовательно совершенствуют все виды ВП-техники с учетом особенностей нынешних военных конфликтов и успешно применяют их.
В России развитие ВП определено концептуальной директивой Генерального штаба ВС РФ, действие которой распространено до 2015 года. Общая численность ВП воинских формирований составляет по разным оценкам около 600 человек, основная часть приходится на гражданский персонал, военнослужащих не более 1/5 от всего состава. Основные функции руководства этой военной отраслью принадлежали Воздухоплавательной службе ВВС. Испытания ВП-техники организуются Вольским испытательным центром, располагающим уникальной испытательной трассой длиной в несколько тысяч километров. В Камчатской области расположена основная база применения ВП-техники на дальневосточном стратегическом направлении. Прямо скажем, не густые ресурсы у России, но другие страны на постсоветском пространстве и того не имеют. Беречь и лелеять бы эти остатки былой силы, но в конце прошлого года, как стало известно, в ходе всеобщей оптимизации в Минообороне под общую косу попала Воздухоплавательная служба ВВС. При этом, как водится, никто не подумал о том, кому или куда передать полный объем функций этой службы. Выбив из строя орган военного управления, какой-то военный чиновник не задумался и о том, есть ли вообще профильные органы военного управления и боевого обеспечения.
Чем грозит подобная легковесность для вольской структуры ВП? Практически тем же, что грозит любой военной организации, потерявшей в верхних штабах квалифицированное управление. Все это уже проходили, в том числе и воздухоплаватели Вольска, когда их многократно переподчиняли разным военным ведомствам. Вначале возникает взаимное непонимание по всей линии управления, затем следует раздражение. Завершается все разгоном структуры, о которой очередной «полководец» ни бельмеса! Похоже, уже начался первый этап классической истории типа «лыко – мочало, начинай сначала».
Чтобы подтвердить или развеять свои предположения, мы решили обратиться к компетентным людям, знающим о военном ВП не понаслышке, да и опытом управленческого труда не обделенным.
Вначале редакции удалось связаться с Юрием Рыжовым, чье имя весьма авторитетно в среде авиационных специалистов. В своем интервью «Вольской жизни» Ю. Рыжов был весьма откровенен.
Наша справка:
Академик Ю. А. Рыжов – выдающийся российский ученый в области аэродинамики, крупный государственный и политический деятель, дипломат, Председатель Российского Пагуошского комитета при Президиуме РАН. Его работы применены при создании ракет «воздух-земля» и «земля-воздух», летательных аппаратов нового типа, посадочного аппарата для Венеры, приборы его конструкции применены и на других космических аппаратах. В советский период – ректор Московского авиационного института (МАИ), с 1992 по 1998 гг. – чрезвычайный и полномочный посол РФ во Франции. Награжден многими высшими наградами СССР, РФ, Франции, российских и зарубежных академий.
- Юрий Алексеевич, вы наверняка знаете о решении ликвидировать Воздухоплавательную службу как структурную организацию ВВС. В этой связи мы обеспокоены судьбой Вольского Воздухоплавательного испытательного центра. Как вы, ученый с мировым именем, известный серьезными разработками, в том числе и оборонного значения, считаете: насколько перспективно воздухоплавание, как для науки, так и для обороны страны?
- Попытка сократить воздухоплавательную службу уже была в середине 90-х годов. Я тогда был послом в Париже. Узнав о предстоящем сокращении, позвонил в Москву, заместителю министра обороны, и попытался объяснить ему последствия этого необдуманного решения. Процесс удалось приостановить. Я и сейчас уверен в необходимости развития воздухоплавательной техники, аэростатических летательных аппаратов всех типов. Причин много. Первое – бездорожье. Это не российская монополия, 80% территории в мире труднопроходимы для человека и наземной техники. Воздухоплавательный транспорт здесь необходим. Второе: вертикально взлетающие аппараты позволяют садиться на неподготовленные территории. Это актуально для Крайнего Севера. Здесь и вертолеты не конкуренты, особенно по грузоподъемности. Еще одно: использование дирижабля, например, в несколько раз дешевле вертолета.
С 90-х годов в мире наблюдается рост интереса к воздухоплавательной технике. Немцы вовсю используют прогулочные дирижабли. А мы, пожалуй, скоро будем вынуждены покупать аэростатические транспортные летательные аппараты у других стран. Уничтожить воздухоплавание – колоссальная ошибка для России. Эта техника необходима для крупногабаритных грузов, мониторинга трубопроводов в труднопроходимых местах, МЧС очень интересуют дирижабельные системы для чрезвычайных ситуаций. Это не говоря об использовании ВП-техники в интересах обороны.
- Приходилось ли вам работать совместно с военными воздухоплавателями, например, когда вы занимались по тематике «Термоплан»? Какое впечатление они на вас производят?
- Военные – интеллигентные, образованные люди. Они патриоты этой техники.
- Хотелось бы услышать ваше мнение как управленца высочайшего класса по поводу того, что произошло – выбито головное звено управления военной воздухоплавательной службы, без решения того, кто будет в дальнейшем выполнять ее функции, кто будет отвечать за этот сегмент ВВС…
- Сегодняшняя ситуация – организационный бардак на всех уровнях, не только в военном ведомстве – ничего хорошего нам не сулит. Чаще всего сейчас, в научном мире, например, на место профессионала приходит управленец, менеджер, который ничего в конкретном деле не понимает. Результат обычно бывает плачевный.
Еще один авторитетный человек, которого мы попросили поделиться мнением по поводу ликвидации ВП-службы, это Владимир Ступников, до 2009 года – начальник Воздухоплавательной службы ВВС РФ. Владимир Иванович вспомнил попытку расформирования Вольского ВИЦ и рассказал о том, какую роль сыграла Воздухоплавательная служба ВВС в той истории.
Наша справка.
В. И. Ступников, полковник запаса. Окончил Тамбовское военное авиационно-техническое училище, затем Военно-воздушную инженерную академию имени проф. Н. Е. Жуковского.
В 1982-86 гг. проходил службу в должности инженера-испытателя в Вольском Воздухоплавательном испытательном центре. Служил ведущим инженером в военном представительстве Министерства обороны РФ; старшим и главным инженером в Воздухоплавательной службе ВВС. В 2000-2009 гг. – начальник Воздухоплавательной службы ВВС.
- Действительно, такая попытка была в 1998 году. Вышла директива, которая была для нас полной неожиданностью. Она предписывала ликвидировать ВИЦ в полном составе. Мы начали бороться, объяснять, что этого делать нельзя, рисовали перспективы развития ВП-техники в военной и гражданской сферах. Центр уже фактически начал расформировываться. Но в конце концов нам удалось помешать сделать эту ошибку: после доклада лично министру обороны тот принял решение Центр сохранить.
Нынешнее сокращение ВП-службы может оказаться роковой для ВИЦа, да и для воздухоплавания в целом. Дело в том, что у самой службы целый ряд задач, основными из которых являются организующая и снабжающая. Служба отвечает за развитие всего направления, за постановку научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. А Вольский Центр осуществляет испытания той техники, которая разработана по инициативе службы. Если не будет этого развития, этого поступательного движения, то не будет и техники, и функции ВИЦа отомрут. Хотя направление это, особенно в последнее время, крайне важно. И за рубежом, и у нас в стране в гражданской сфере начинают очень активно работать в этой сфере.
Вот такие пояснения получили мы от сведущих и независимых людей по поводу очередной и малопонятной истории с военным воздухоплаванием. Хотелось бы услышать и мнение должностных лиц или руководителей, понимающих, куда собственно может завести эта «загогулина». Как бы не пришлось потом очень многим чиновникам пожимать плечами: мы-де и не заметили, как по ошибке некоего штабного клерка Россия лишилась целой оборонной отрасли.
О. Кирсанова,
информационный центр «Вольская жизнь»