Да, но почему наши так хреново себя чувствовали – вот в чём вопрос.
>>Vitali Acote, 28/2-12 : У американцев были противоперегрузочные костюмы, благодаря которым их летный состав уставал куда меньше, чем наш.
Да, меньше... но оцененить такие вещи «количественно» - сложновато. И в ППК уже на 7-8 единицах всё равно в глазах темнеет, хоть ставь флажёк ППК в положение «Макс.». Однако сама максимальная установившаяся перегрузка на вираже (т.е. перегрузка, не приводящая к потере скорости), создаваемая самолётом МиГ-15 на высоте 9 км не превышает 2,5, а на 10 км около 2,2 единиц, выше – ещё меньше. «Установившаяся» означает, что теоретически такие перегрузки самолёт может создавать до полной выроботки керосина. Но врядли такое придёт кому-то в голову, так как логика воздушного боя строится совсем по-другому. А выдержать вираж в течении минуты с чем-то с перегрузкой чуть более 2 и без ППК никакого труда не составляет.
Вот на высоте 2 км МиГ-15 выполняет вираж за примерно 33 сек с перегрузкой около 4. Это уже без ППК чувствуется прилично, но до «блекаута» далеко. На 5 км вираж занимает 37 секунд и с перегрузкой около 3,5 единиц – тоже, конечно не сахар, но терпеть вполне можно безо всякого ППК, хотя в ППК легче, естественно – он снимает эффект по ощущениям на примерно треть (точных данных никто не помнит, вроде всех обзвонил). Именно «эффект» - сами перегрузки остаются теми же.
Но такие установившиеся перегрузки, как 3,5-4 - это всё на относительно небольших высотах. С Сэйбрами всё-таки воевали, скорее, повыше.
Конечно, и на высоте 9 км можно затянуть до 4 единиц. Но это только кратковременно, так как если пытаться выдерживать эти 4 единицы, то МиГ-15 сразу начнёт терять скорость (из-за недостатка тяговооружённости), всё время уменьшая радиус маневра и выходя на закритические углы атаки, после чего следует срыв. Но даже при этом из-за интенсивного торможения, «nу» будет падать очень быстро. Сколько секунд это займёт не знаю, но можно посчитать (если AAZ поможет и проверит), но не долго.
А на высотах до 2-3 км кратковременно можно создать и 8 и 9 единиц и даже больше. Ощущение очень тяжёлое – без ППК полный «блекаут», да и с ним в глазах темно. На примерно 6-7 км «школьная» петля выполняется с перегрузкой с пиком в её первой половине около 5 единиц, но продолжительность такой перегрузки около 3-4 секунд. После прохождения её первой четверти (тангаж 90-100 градусов) - меньше. А в верхней точке около 1,2-1,3 и не больше, иначе свалишься, так как приборная скорость там составляет всего 350 к/ч (истинная на 8 км в верхней точке и в перевёрнутом положении - около 540 к/ч).
А вот при выполнении «двойного восходящего» и вводе на первый на высоте 2 км при приборной скорости 900, а истинной около 1050 там, конечно, охренеть можно... На 17-ых, даже на форсажных, никто и не пытался. Только на спарках. И вообще спарки (наверное, как и 15бис) значительно маневреннее 17-го (легче на тонну, на метр короче, с на 12 в среднем градусов меньшей стреловидностью и менее передней центровкой).
И ещё.... в передней кабине на Ути-15 не было никакого ППК, только в задней. Но инструктора всё равно его не надевали, возможно из-за солидарности. Вот ролик : из Австралии. Жарко и Ути-15 еле взлетает...
MiG 15 Cockpit View 680mph (1100Km/hr) - YouTube
Конечно, «пассажир» в задней кабине почти наверняка в ППК. И это профессиональный лётчик, хоть и не истребитель. Хреново ему, конечно с непривычки. Я заметил, что на заключительной полупетле, когда инструктор его предупреждает – сейчас, мол, будет ввод на 1000 к/ч, он отвечает уже не по СПУ, как отвечал до этого (кнопку уже не может найти), а просто кивает головой, как будто инструктор может его видеть.
На МиГ-17 взлёт, конечно, значительно круче :
MIG-17 Takeoff - YouTube , а маневренность всё равно хуже. Вот ещё пара роликов :
YouTube – из кабины
L-39 Mig-17 Black Diamond Performance Team: Pilot Interviews - YouTube Л-39 и МиГ-17
Поэтому если на пилотаже строем спарка будет тянуть как может, ведомый МиГ-17 (даже Ф) никогда не впишется внутренним.
Но это всё просто ради интереса, почти оффтоп.
И конечно же, ППК, снимая часть нагрузки, помогает и в преследовании. А а прицеливании - нет. Так как использование АСП-3 НМУ ограничивается перегрузкой в примерно 2,2-2,5 (как и оба прицела Сэйбра), дальше сетка «тонет».
Я послал Александру Леонову по личке просьбу прокомментировать то, что я написал. Возможно он не летал на Ути-15 и не знает конкретных цифр, но про ППК и как это влияет на состояние лётчика пусть скажет. Я своих спрашивал, но люди не всё помнят (как и я). Так что пусть он.