По словам авторов этого проекта, АНПК «МиГ» им. Микояна и ИВТАН уже несколько лет ведут разработки и эксперименты в этой области и, в частности, на ВПП с электромагнитным разгоном, использующей линейные двигатели со сверхпроводящими магнитами. Судя по результатам этой работы, разгонная ВПП (заменяющая первую ступень ракеты-носителя) формируется из 40 компонентов мощностью 1010 Дж, которые позволят за 10-15 с осуществить взлет с полосы длиной 3-4 км носителя массой 200-700 т. При этом ускорение составит 2-30, а скорость достигнет 300-500 м/с. Не исключается возможность разгона до 100 м/с аппарата без шасси массой от 50 до 150 т. Та же методика электромагнитных запусков предложена и для многоцелевого беспилотного самолета (противолавинные и противоградовые меры, геологоразведка, наблюдение за экологией и состоянием лесов), а также для самолета для спасения на море массой от 15 до 40 т, который будет взлетать (и совершать посадку туда же) с палубы авианосца, имеющего электромагнитную ВПП длиной от 150 до 200 м.
3.2.3. «Максимум». Это даже несколько большее, чем проект самолета. По сути это программа работ по созданию семейства гиперзвуковых самолетов различного назначения на углеводородном топливе, а так же соответствующего оружия и инфраструктуры. Работы по программе в ОКБ возглавлял Матюк Н.З.
Опыт эксплуатации МиГ-25, Т-4 в СССР и информация о полетах SR-71 и «Валькирии» в США говорили о том, что повышение скорости, а, следовательно, и высоты полета с использованием топлива — термостабильного керосина (или на его основе) может быть достигнуто лишь с помощью разработки двигателя, получившего на западе наименование «рамджет».
Подобный двигатель помимо режимов двухконтурного двигателя с форсажной камерой имеет еще один режим работы — прямоточного двигателя при полете с числом М более 3. В этом режиме вторые ступени компрессора и турбины работают в режиме, близком к «малому газу», обеспечивая при этом работу гидравлических насосов и генераторов системы электропитания. Вторая проблема — обеспечение работоспособности топливной системы при высоких температурах решается составом топлива (термостабильное), его азотированием, теплозащитой баков и рядом дополнительных мероприятий.
В результате, по проекту, обеспечивалось значительное увеличение крейсерского числа М полета, рост высоты при достаточно большей дальности. Работы начались в 1975 году.
Удалось создать кооперацию, выпустить все необходимые документы на разработку гиперзвукового самолета, получившего шифр «Максимум» в трех вариантах: ударного самолета; разведчика; перехватчика.
По «Максимуму» в ударном и разведы-вательном вариантах на рубеже 90-х годов были успешно защищены эскизные проекты, по перехватчику представлен многотомный отчет по НИР. Комиссия ВВС по приемке эскизных проектов отметила полноту проработки и высокую степень отработки вопросов, связанных с организацией постройки опытных самолетов (при выборе конструкции самолетов учитывались такие факторы, как размеры сборочного цеха, его ворот, возможность перевозки конструкции на трейлере для перевозки на аэродром, возможности станочного парка, термического оборудования и т.д.).
...
3.2.5. Дальний сверхзвуковой самолет (Изделие 701).
Уже после создания МиГ-31, оценив его возможности, ПВО стало обосновывать создание новой техники, в первую очередь, для защиты страны от носителей следующего поколения крылатых ракет с Северного стратегического направления. От самолета хотели иметь большей дальности на сверхзвуковой скорости полета, более мощной РАС и вооружения, а так же больших значений дальности и продолжительности полета.
Группой конструкторов, перешедшей из ОКБ Сухого во главе с Бондаренко Л.И., под руководством Белосвета А.А. проект подобного самолет был предложен.
Разработку предполагалось вести в нескольких вариантах, в том числе дальнего сверхзвукового административного самолета 701П. Самолет достаточно оригинальной схемы с расположением двух двигателей сверху, в хвостовой части фюзеляжа. В результате формировался самолет интегральной схемы с высокими значениями аэродинамического качества, как на сверхзвуке, так и дозвуке.
Ликвидация СССР поставила крест на продолжении работ по данной теме, несмотря на позитивную точку зрения заказчика.
...
Зам. начальника отделения Ю.Ф. Полушкин