Реклама Google — средство выживания форумов :)
Морская блокада — система мер, предпринимаемых во время вооружённого конфликта с целью прекращения доступа к морскому побережью противника, чтобы вынудить его отказаться от использования собственных или оккупированных им портов, военно-морских баз, побережья и примыкающих к ним морских вод для торговых и иных связей морем с другими государствами.
Воюющие государства, объявляя морскую блокаду, стремятся прервать морские коммуникации неприятельского государства, чтобы максимально ослабить экономические ресурсы противной стороны и лишить её возможности торговли с нейтральными странами.
Морская блокада затрагивает интересы и невоюющих государств, поскольку она препятствует поддержанию сообщений с блокируемым районом и всякие попытки судов проникнуть туда могут закончиться захватом их блокирующей державой.
Морская блокада регламентируется правилами Парижской (1856) и Лондонской (1909) деклараций и обычными нормами международного права. В соответствии с Лондонской декларацией 1909, при объявлении морской блокады должны указываться дата начала блокады, географические границы блокируемого побережья и срок, который даётся нейтральным судам для выхода из блокируемых портов.
Морская блокада может осуществляться и в мирное время в качестве принудительных действий против государства — нарушителя норм международного права. В частности, в Уставе ООН морская блокада рассматривается как возможная коллективная мера для восстановления и поддержания международного мира и безопасности, предпринимаемая по решению Совета Безопасности ООН. Несмотря на это, блокада в общественном сознании закрепилась как военное действие. Поэтому с 1945 года для нее стараются подбирать другие названия.
Он получил в качестве радара фрагмент РЛС самолёта ДРЛО А-100 "Премьер".
Корабельные ударные группы в составе крейсеров проектов 26бис, 68К и 68бис – все, которые удалось бы подготовить к походу к этому моменту, должны были бы находиться на боевой службе в готовности немедленно собрать разрозненные советские суда, выходящие в Атлантику в конвои, и сопроводить их до Кубы, чтобы американцы не могли рассчитывать на то, что можно будет отдельно взятым эсминцем перехватить советское судно и увести его в свой порт.
Одно дело – принудить к остановке сухогруз. Другое – победить в бою КУГ из пары-тройки артиллерийских крейсеров, пары ракетных эсминцев и да, десятка эсминцев торпедных.
Разберём возможности, которые имели для разгрома таких групп в море американцы. Во-первых, ни отдельным крейсером, ни парой задачу было бы не решить. Скорее всего, даже отдельным линкором. Так как пришлось бы одновременно вести артиллерийский бой с крейсерами, отбивать удар крылатыми ракетами (какими бы плохими они ни были бы), а потом ещё и отстреливаться от эсминцев, пусть даже устаревших. В таком бою торпедные эсминцы становились значимым фактором – это сами по себе они к быстроходному артиллерийскому кораблю не факт, что подобрались бы, а вот к «подранку» после обмена залпами и попадания ПКР – запросто. И это тоже пришлось бы учитывать.
Решить задачу разгрома такого охранения конвоя с приемлемым уровнем надёжности и приемлемыми потерями мог только немаленький отряд боевых кораблей.
И вот тут и начинаются нестыковки в любой «игре за американцев». С одной стороны, вроде как у США более чем достаточно сил, чтобы разгромить советские эскадры. С другой – это полномасштабная война, которой США тогда не хотели. Остановка советского конвоя потребовала бы военной операции, по масштабам и потерям соразмерной сражениям Второй мировой войны. Это не могло не быть сдерживающим фактором.
Сегодня мы знаем, что Кеннеди имел намерение атаковать Кубу, если хоть один американский самолёт будет сбит. Но когда это всё-таки случилось (был сбит U-2, пилот погиб), то американцы передумали. Тогда, конечно, этого никто в СССР не знал. А вот то, что атака на советские надводные корабли приведёт к утрате американцами внезапности в части нападения на СССР, было очевидно и нам, и самим американцам.
К моменту принятия решения о развёртывании ракет на Кубе в состав Северного флота поступило 15 дизель-электрических подлодок проекта 629 разных модификаций. Эти подводные лодки были вооружены ракетными комплексами Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ дальностью 150 км и частично (освоение начиналось) Д-2 с ракетой Р-13 и дальностью 400 км. Кроме того, несли службу 5 подлодок проекта АВ611, каждая из которых также была вооружена баллистическими ракетами Р-11ФМ в количестве двух единиц.
При всей примитивности этих подводных лодок, ВМФ имел возможность развернуть у берегов США не менее десяти ракетоносных подлодок, а скорее всего – больше.
Какими были бы их шансы на успех? И вот тут мы опять вспоминаем надводные корабли – они вполне смогли бы прикрыть развёртывание подлодок, во-первых, отвлекая на себя огромные силы разведки, а во-вторых, мешая надводным кораблям ВМС США работать.
Подлодки стали бы серьёзным фактором. Даже тридцать долетевших до США ядерных ракет, во-первых, привели бы к потерям миллионов человек, а во-вторых, не менее чем на несколько суток дезорганизовали бы ПВО, что дало бы неплохие шансы для бомбардировщиков. Найти все лодки, не перетопив надводные корабли, США опять же, бы не успели, а атаковав корабли, они бы утратили внезапность и подставились под ответный удар. И это было бы для них очевидно.
Развёртывание подобных сил (невозможное без участия надводных кораблей), дало бы Хрущёву куда больше козырей на любых переговорах.
Естественно, при правильной дипломатической подаче.
Наличие надводных сил, способных не дать помешать сообщению с Кубой без начала реальной масштабной войны и обеспечить развёртывание у берегов США ракетных подлодок, наличие самих ракетных подлодок, способных нанести ответный удар по американской территории, вполне стало бы козырем, если бы было правильно презентовано. Стоит помнить, что тогда у США не было такой противолодочной обороны, как после, в 70-х и 80-х, засечь тихие «дизелюхи» американцам было бы трудно, непрерывно их отслеживать при наличии надводного флота – невозможно.
Разумеется, столь ценному оружию полагалась и не менее достойная охрана:
Флотская группировка прикрытия – 2 крейсера, 4 эсминца, 12 ракетных катеров с противокорабельными ракетами и одиннадцать подводных лодок. Семь из них могли нести собственное ядерное оружие.
В состав наземного прикрытия вошли:
Фронтовые крылатые ракеты с 16 пусковыми установками и в общей сложности 80 тактическими боеголовками по 12 килотонн.
Ракеты ПВО С-75.
Истребители МиГ-21
Четыре полка мотопехоты численностью 2500 человек и два танковых батальона Т-55
Позднее в список добавили бомбардировщики Ил-28, пригодные в том числе к использованию ядерного боеприпаса, и тактические ракетные комплексы 2К6 «Луна».
Персонал также получал ложные сведения о месте предполагаемой дислокации вместо подлинных. Конверты с настоящими пунктами назначения капитаны восьмидесяти пяти транспортных кораблей вскрывали уже в море, в присутствии особиста.
Шесть почти дошедших советских транспортов с ядерными боеприпасами и снаряжением на борту успели прибыть в порты. Всё, что находилось слишком далеко, пришлось возвращать обратно в СССР.
Военные корабли имеют право: останавливать и захватывать в качестве приза суда, занимающиеся морским разбоем (пиратством) или работорговлей; останавливать торговые суда, если командир военного корабля имеет достаточные основания полагать, что торговое судно, хотя оно носит иностранный флаг или отказывается показать свой флаг, в действительности принадлежит тому же государству, что и военный корабль; задерживать торговые суда, плавающие под флагом государства, которому принадлежат военные корабли; останавливать, осматривать и отводить в порт торговые суда, которые носят флаг государств, участвующих в специальных международных конвенциях, если суда нарушают эти конвенции (регламентирующие морские промыслы, охрану морских подводных кабелей, трубопроводов). Осмотр иностранных судов может осуществляться только военнослужащими под командованием офицера — члена экипажа военного корабля.