Aaz> Например, ты знаешь, что общей программы испытаний Х-32 и Х-35 не было? Они летали по "фирменным" тестовым программам, а потом люди из офиса JSF решали, подтверждает ли это заявленные характеристики. Правда, интересный подход?
В каждую команду на время сравнительных испытаний Пентагон делегировал своих представителей, включая летунов. Была идея команду сделать смешанной, чтобы военные могли воочию по ходу пьесы ходить туда сюда, смотреть и сравнивать, но потом от этого отказались, чтобы каждый из конкурентов не пакостил так или иначе другому, и команды разделили на две отдельно живущие.
Aaz> Или: знаешь ли ты, что в какой-то момент Пентагон сменил требования по маневренности? Х-35, вроде бы, изменённым требованиям соответствовал лучше. Однако у F-35 с устойчивостью / управляемостью / маневренностью всё странным образом оказалось не очень хорошо. Во всяком случае, записей БВБ, аналогичных записям F-22, в сети как-то не обнаруживается. Зато есть запись дозаправки в воздухе, при которой F-35 кидало так, что он чуть штангой танкера по кабине не огрёб.
Aaz> Так что объективность и беспристрастность сравнительных испытаний вызывает некоторые сомнения...
Ну, по рассказам пентагоновских очевидцев у Боинга дела шли так себе. Локхид на стадии сравнительных испытаний шел с опережением. Что там на дозаправке произошло хрен его знает, но по УиУ отзывов в отчетах не упоминается по серийным бортам. А вот после испытаний Боинга почему-то всплыла компоновка с ГО.
Сейчас очень много материала появляется с рассказами очевидцев и участников событий. Если интересно, то буду у себя в ВК выкладывать с комментариями.
Aaz> С какого боку ты тут "Томкэт" приплёл?
Aaz> Речь шла о том, что F-111 должен был пойти и в ВВС и на флот. Однако флотский вариант оказался ущербным.
Суть в том, что неудача с F-111 случилась не потому что хотели сваять борт для двух департаментов, а в том, что сам самолет сваяли с ошибками. Напомню, что Фантом также летал в разных департаментах, но он прослужил много лет, несмотря на то, что тоже был хреноватым на одну ногу.
Так вот если теперь сделать мысленно замену планера F-111 на планер F-14, то получившийся самолет и ВВС и флот бы удовлетворил по своим ТТХ. Вышел бы СуперТомкет, который мы все видели.
Если говорить про Лайтинг, то как раз на нем отказались от единого планера для трех требований. Заменили на планер с высокой степенью унификации, которая, правда, с годами может вообще разползти по своим норам, если они не будут специально этот момент отслеживать.
Aaz> В данном же случае речь идёт о создании даже не двух, а трёх вариантов. Каждого - со своими требованиями. Которые друг с другом не слишком хорошо коррелируют.
Это понятно. Ну так и что? Это отменяет что-ли ту работу, что их проектировщики смогли проделать и, таки же, сваять три самолета в линейке, а конструктора в итоге также не вышли за пределы хотелок проектантов? К характеристикам какие вопросы?
Aaz> Вот как узнаешь ответ на третий вопрос, тебе многое станет понятнее.
Машина в малосерийке находится потому что ее облик с годами меняется и происходит изменение состава планера и борта. Есть требования не только Пентагона, но и требования всех участников проекта. Например, требования по вооружению у участников разные - ракета БВБ у амеров одна, а в Европе и Австралии другая.
Почему так происходит? ИМХО, не только потому что проект оказался технически амбициозным и затронул смежные рода войск, но и потому что и в США не боги горшки обжигают. У них ровно те же самые проблемы с кадрами в машиностроении, что и у нас. В отчетах Локхида упоминается проблема с текучкой кадров из-за эпизодического характера работ и испытаний, что приводит к сдельной оплате труда с персоналом на тех же летных испытаниях из-за чего они в итоге находят более стабильные места работы. Ничего не напоминает в родном отечестве?
F-35 идет ровно по тому пути, что шел Су-27. Последний также выпускался отдельными сериями с разным составом комплектации. Сколько там таких серий было? 12?