Г.М.> Деньги здесь просто средство измерения ресурсов в наличии.
Только следует помнить, что это очень грубое средство. Многомерный вектор охарактеризовали его длиной. Да еще очень неточно и приблизительно подсчитанной.
Г.М.> Понятно, что банкноты (ну или там "0" и "1" в памяти банковского компа) сами по себе, здесь и сейчас, ничего особо не решают. Вопрос в другом: мы ими измеряем ресурсы (материальные, людские) которые требуются буквально на всё, сразу и в большом количестве. То есть, на самолеты надо, на танки надо, на ракеты надо, на БПЛА надо, на арт. боеприпасы надо, на довольствие л/с надо, на очень много чего еще - тоже надо... Снабжать это всё всем необходимым опять же надо.
...и деньгами в военное время всё это мерить можно лишь очень относительно. Логика как-то работает в обстановке мирного времени, и когда создаётся армия мирного времени. Но даже если в мирное время думаем об армии для потенциальной войны - всё уже усложняется.
Во-первых, потому, что одеяло-то перетягивается не только "между самолётами и танками", но и между военными и гражданскими нуждами. Каковое распределение в военное время уже меняется. Можно не тратиться на олимпиады, в конце концов, можно даже перестать воровать.
Это касается и денег, и ресурсов. Некоторые ограничения мирного времени просто исчезают как волшебству в военное время, т.к. имеют "чисто административное" происхождение, и волевым политическим решением легко убираются. Но некоторые остаются и даже укрепляются, потому что они неизменны как постоянная Планка.
И про проектировании техники для военного времени следует думать именно об этих, наиболее фундаментальных ограничениях. Хотя в мирное время мы в них можем и вовсе не упереться! Или сначала упереться в другие.
В этом и неприятный парадокс.
Косвенный пример - хоть и на "языке денег", зато иллюстрирует разницу логики в проектировании техники для войны и для мирного времени.
Самолёт мирного времени должен быть дёшев в эксплуатации (и ремонте) ради минимизации стоимости владения за жизненный цикл - служить ему долго, десятилетия, расходы на эксплуатацию (топливо, обслуживание, ремонт) скорее всего превзойдут стоимость изготовления. Имеет смысл делать подороже, но сэкономить на эксплуатации - расходов поменьше, срок службы побольше.
Самолёт военного времени - по сути расходник, жить ему месяцы, в стоимости владения экплуатация уже потеряется на фоне стоимости изготовления.
И это только одна сторона медали. Мы тут еще даже не касались вопроса стоимостей разработки (а приемлемость тоже будет меняться для "военного" и "мирного"), требований к подготовке персонала, технологичности.
Вся логика проектирования техники для войны - она несколько другая, с другими граничными условиями.
Соответственно и результат оптимального проектирования может сильно отличаться. Может и до неузнаваемости - как знать.
Г.М.> А что, считается, что вот эти 100 самолетов спасут дело? 50 - нет, не смогут, а 100 - да, спасут?
Не знаю. Не ко мне вопрос.
Но в принципе ситуация представимая.
Это сообщение редактировалось 04.09.2024 в 12:48