Наведение ракеты на цель заключается в непрерывном измерении и устранении рассогласо-вания положения ракеты относительно кинематической траектории, определяемой методами наве-дения.
Метод наведения (метод “половинного спрямления” или метод “трех точек”) (см. рис. 18) выбирается в зависимости от типа цели и ее параметров (скорости, дальности, углового положе-ния).
При наведении по методу “трех точек” ракета, двигаясь по криволинейной траектории, все время удерживается на линии визирования цели. Этот метод наведения наиболее прост в аппаратур-ной реализации, инструментальные погрешности аппаратуры и флюктуации сигналов цели и ракеты вызывают меньшие случайные ошибки наведения, чем при методе “половинного спрямления”. К недостаткам метода “трех точек” относятся большая кривизна кинематической траектории и, как следствие, большие, нарастающие по мере приближения к цели потребные поперечные перегрузки ракеты.
При наведении по методу “половинного спрямления” движение ракеты в каждый момент времени направлено в упрежденную точку встречи ракеты с целью. Суть метода заключается в том, что текущие углы визирования ракеты и цели (азимут и угол места) определяются с учетом поправки на упреждение:
....(поскипал)....
где,,црααцр,ββ – углы визирования ракеты и цели (азимут и угол места, соответственно); ()tr – текущее расстояние между ракетой и целью; К – коэффициент упреждения, определяющий по-правку на упреждение.
В результате траектория при наведении по этому методу является более пологой и потреб-ные поперечные перегрузки на всей траектории и в точке встречи с целью значительно меньше, чем при методе “трех точек”. При выработке угла упреждения в методе “половинного спрямле-ния” учитываются скорость сближения ракеты с целью и расстояние между ними, угловая ско-рость вращения линии визирования цели.
Если цель низколетящая (угол места цели меньше 3º), то в вертикальной плоскости ракета наводится на цель методом “трех точек в режиме НЛЦ” (“горка”), а в горизонтальной плоскости – либо методом “трех точек”, либо методом “половинного спрямления”.
.....
В течение всего полета ракеты автопилот стабилизирует ее относительно поперечных и продольной осей по сигналам датчиков ускорений и углов. Стабилизация ракеты и уменьшение ее перерегулирования по углам атаки и скольжения и перегрузке осуществляется контуром стабили-зации, сформированным введением отрицательной обратной связи по углам атаки и скольжения и углу крена. Структурная схема трактов склонения и управления с контурами стабилизации приве-дена на рис. 22.
На управляемом участке полета ракета и элементы системы управления (СРП, СПК, СВР) образуют замкнутый контур управления, характеристики которого определяют точность наведе-ния ракеты на цель. Управление ракетой осуществляется по двум каналам (тангажу и рысканию). Поскольку оба канала идентичны, на рис. 22 приведена схема одного канала – канала тангажа.
На всем управляемом участке полета на борт ракеты подаются радиокоманды управления, пропорциональные линейным отклонениям ракеты и их производным от кинематической траекто-рии, для определения которых требуется измерение угловых координат ракеты и цели. Угловые 25
координаты ракеты()ррβε и цели()ццβε измеряются координатными блоками ракеты и цели (ап-паратурой СВР и СПК).
Кинематические звенья 1 и 2 не являются материальными звеньями контура управления, а выражают связь между углом атаки (скольжения) и входными величинами измерительных устройств.