7-40> Ну, в общем, я имел в виду не то, что обдумывалось и обсасывалось когда-то в седых годах. Я имел в виду то, что предполагалось именно к моменту "поступления проекта к исполнению".
Ясно.
7-40> Ага, спасибо, обязательно прочту. Но пока не прочёл: ведь НАСА же неспроста, наверное, проталкивала проект? Не из любви к многоразовым планерам или к самому искусству?
Это сложный вопрос, желательно, чтобы Вы прочли всю книгу, ссылку на которую я Вам дал. Но пока Вы её не прочли
, попробую ответить вкратце: а что, собственно, им оставалось делать?
Взгляните на сложившуюся в конце 60-х и начале 70-х ситуацию вокруг НАСА и пилотируемой космонавтики в общем плане. Аполлон фактически кончился, а вместе с ним кончился тот этап холодной войны и те мотивы, которые его породили. Apollo Applications зарублен за неубедительность и неэффективность. Планы по дальнейшим пилотируемым экспедициям на Луну и Марс - зарублены на корню, и любая попытка заикнуться о них вызывает аллергическую реакцию в Конгрессе, которая тут же отзывается судорогами в Белом Доме. Причём реакция аллергическая настолько, что под горячую руку зарэзали даже ни в чём неповинный Вояджер (предшественник Викинга). ДОС зарублен, и в ближайшие десятилетия не просматривается (тоже, кстати, под горячую руку). На администрации висит война во Вьетнаме, сексуальная революция, расовый вопрос, волнения в городах, рецессия и дорогостоящие социальные программы (поэтому и аллергия с судорогами). Космос в общественном сознании стойко ассоциируется с тем морем бабла, которое было вылито в прорву Аполлона, что только усиливает аллергию. Как писал один из конгрессменов, в те годы ничего не резалось так легко и непринуждённо, как космонавтика, если сказал на заседании "эту космическую программу зарэзазть" - всё, популярность тебе обеспечена. Глава OMB чуть ли не каждую неделю звонит в НАСА HQ, чтобы радостно сообщить насколько ещё им удалось срезать космический бюджет.
Так что в списке национальных приоритетов НЕприкладной космос находится в том самом подвале, о котором писал покойный Д. Адамс.
Т.е. все планы НАСА по
развитию пилотируемой космонавтики, планы на хоть какое-то логическое продолжение - оказались в мусорной корзине. Что в такой ситуации остаётся делать? Вернуться к Gemini? Бессмысленно, он имел значение только в контексте Аполлона. Но людей продолжать посылать в космос - хочется, НАСА была фактически создана пилотируемой космонавтикой. Делать какой-то другой пилотируемый корабль? А какой, и главное - зачем, как его обосновать, когда у тебя под окнами ходят толпы студентов с плакатами "Fuck Mars"? И задав вопрос "зачем", в те времена естественным образом напрашивался и ответ - конечно же, для обеспечения
дешёвого и рутинного доступа на орбиту. Иных аргументов никто не примет. Что характерно, некоторое время даже верили, что это возможно. И вот, даже, какие-то наработки уже есть - в те времена когда в НАСА ещё верили в светлое будущее, доставку грузов и людей на ДОС должен был осушествлять вот этот многоразовый "самолёт", а многоразовое, "конечно же", лучше и дешевле одноразового. Так что предложим его, а там посмотрим. Вот так, вкратце, Шаттл из второстепенного элемента некогда грандиозной программы превратился в флагман американской пилотируемой космонавтики.
Отчаянность ситуации становится ещё более очевидной, если знать историю взаимодействия НАСА и ВВС в этом проекте. Ведь НАСА фактически изнасиловала весь дизайн Шаттла, сделала его намного больше и тяжелее, лишь для того чтобы какой-то драный полковник ВВС смог лениво бросить перед комиссией Конгресса "да, мы в этом заинтересованы". И даже поддержки ВВС оказалось недостаточно, потому что НАСА, вынужденно заявив экономическую выгоду Шаттла как основную причину его создания, стало обьектом пристрастного внимания чиновников из OMB - из-за которых Шаттл потерял первую многоразовую ступень.
Резюмируя - НАСА создало Шаттл не потому, что очень хотела создать именно его. Хотела она совсем других вещей. А Шаттл она создала потому, что на тот исторический момент это был единственный из всех возможных способов хоть как-то оставить американскую пилотируемую программу на плаву. Если бы им не удалось отстоять даже такой, ущербный Шаттл - то всё, на двери MSFC, JSC и KSC можно было бы вешать большой амбарный замок.
7-40> Без понятия. Знаю, что цифра порядка 50 полётов в год фигурировала, но в чём - в реальных ли проектах или только в рекламных брошюрах, - не имею понятия. Факт тот, что цифра фигурировала, а завод на неё никогда не рассчитывали.
А! Так я точно знаю где эта цифра фигурировала
Она фигурировала в тех самых финансовых отчётах, которые НАСА заказала у Mathematica. Это было то количество полётов, при которых, как посчитала Mathematica, Шаттл становился выгоднее Титана, и то только с привлечением всех остальных пассов и очковтирательства. Завод не рассчитывали под эту цуфру именно потому, что всем, и в первую очередь самим НАСА, было с самого начала понятно что отчёт не имеет никакой связи с суровой реальностью.
7-40> Не могу согласиться. Эта идея сводится примерно к следующему: "Мы вообще изучаем что-либо в космосе для того, чтобы слетать туда и расширить ареал". Но это заведомо не так. Мы изучаем океан, - но мы не собираемся туда переселяться, хотя это было бы куда проще, чем на Луну.
С одной стороны, подумав, Вы наверное правы - имеется ввиду не грубо географический ареал, а, скажем так, зона влияния, зона доминирования. Человеку свойственно стремление доминировать над природой, стремление её контролировать, контролировать обстоятельства своего взаимодействия с ней, и побеждать её (последнее - чисто человеческая фишка). Это естественное свойство механизмов выживания. Стремление к познанию природы и стремление к расширению географического ареала, и стремление покорять - это частные случаи. В первом случае, непознанное и непонятное пугает, а познаное и понятное не пугает, познать - это наполовину овладеть. НО! Только наполовину. Во втором случае, расширение жизненного пространства, это вообще основной инстинкт. В третьем - овладеть значит победить, и наоборот. Люди лезут на Эверест, несмотря на то что не собираются на нём жить, просто потому что он стоит там, как немой вызов. Можно сказать, что побеждая Эверест, они делают его хоть чуть-чуть подвластным, хоть немного, но "своим", удовлетворяя своему чувству самореализации (а откуда оно у нас такое вообще?
) Вот это уже означает - овладеть ПОЛНОСТЬЮ. Космос - это такой Эверест. Ты можешь в космосе не жить, но покорить его - "обязан"
Я сказал, что человек в космосе - это архетип.
Все эти механизмы, эти импульсы, во-1, первичны и заложены в нашей природе, а во-2, они плохо квантифицируются, и поэтому не поддаются рациональному экономическому анализу. Причём наблюдается интересное явление - чем больше какое-то достижение или явление тешит нашу подкорку и самолюбие, тем хуже оно вписывается в реалии экономики
Да, исследовать автоматами - рациональнее. Но чёрт возьми, человек на Марсе - это же НАМНОГО круче! Эмоциональную отдачу даже сравнить нельзя, вспомните реакцию на Гагарина. Ассоциировать себя с ровером и ассоциировать себя со стоящем на Марсе человеком (а эти ассоциации абсолютно неизбежны, они происходят автоматически, это свойство психики) - это, согласитесь, совершенно разные вещи
Но с другой стороны, вы ИМХО путаете сам импульс и то, чем Вы фактически занимаетесь, удовлетворяя возникшее побуждение. Да, мы не собираемся заселять океан, но следуем импульсу познания и покорения, изучая его. А вообще - поставьте мысленный эксперимент. Попытайтесь сами себе рационально обьяснить, почему собственно "
в душе буду жалеть, если по Луне в близкое время снова не будут бегать люди, хоть и понимаю, что будут бегать они за счёт многих интересных научных программ, которые из-за этого так и не будут реализованы"
Вот попробуйте сформулировать - будет интересно послушать.