Реклама Google — средство выживания форумов :)
Писали, что на рассмотрении находится вариант лунной программы со сверхтяжелой ракетой-носителем. А альтернативный вариант будет предполагать четырехпусковую схему полета на Луну с использованием ракеты "Ангара". На чем остановились? Это уже с прицелом пилотируемого полета?
Александр Блошенко: Да, специалисты разрабатывали различные варианты доставки на Луну, основанные как на перспективных, так и на существующих носителях. Реализация будущих миссий будет зависеть от наших технических и финансовых возможностей к этому времени.
А в какой стадии разработки находится сверхтяжелая ракета "Енисей", которая сможет доставлять на лунную орбиту около 100 тонн полезной нагрузки?
Александр Блошенко: Головной разработчик ракеты - РКЦ "Прогресс" выпустил эскизный проект. Опять же, темпы работы в значительной степени зависят от выделенных на это направление ресурсов. Тема была одобрена президентом России, и в ближайшее время мы планируем представить на согласование документы по реализации федерального проекта в целом.
Но это тяжелый проект в денежном эквиваленте. Нам же не нужен "сверхтяж" сам по себе: необходимо сделать все в комплексе для высадки космонавта на Луну. Нужен скафандр, научная аппаратура. Пилотируемый транспортный корабль в разработке, но лунный взлетно-посадочный комплекс, тот, который будет от него отделяться и прилуняться, еще не в разработке… Если все это сложить, получается цифра около триллиона рублей. Понятно, что сегодня для государства это не первый приоритет.
Вообще, если говорить о том, как проектировать носитель будущего, то это, конечно, должен быть носитель с многоразовыми элементами. Чтобы стоимость запуска была снижена. Чтобы большую часть ресурсов, отведенную на миссию по Луне, тратить на разработку научной аппаратуры, а не на изготовление ракеты.
А четырехпусковая схема?
Александр Блошенко: Она была предложена как альтернатива, потому что не требовала создания отдельной принципиально новой ракеты. Здесь и плюсы, и минусы. Так, нужно проводить большое количество орбитальных стыковок. С одной стороны, это отработанная операция. С другой - там люди. И если одна из четырех стыковок как-то переносится, вся миссия срывается. Чем больше стыковок, тем с определенного момента падает надежность.
Схема проработана. Она требует еще создания специальных межорбитальных буксиров для доставки к Луне того, что может на низкую орбиту вынести тяжелая "Ангара" А5В с водородной третьей ступенью. Сейчас, занимаясь новыми ракетами на сжиженном природном газе с возвращаемыми первыми ступенями, мы начинаем задумываться о том, как бы этот задел уже в перспективе использовать и для сверхтяжелых носителей.