Старый>> Вероятно я или проехал или протормозил. Дайте ещё раз.Nick_Crak>Заодно Вы "проехали иили затормозили" объяснение конструктора-практика Fakas-a, который с метана начинал свою трудовую деятельность
Давай не будем преувеличивать. Я не практик, я теоретик. В 1993 г., когда я закончил ХАИ, конструкторы ЖРД были никому не нужны, поэтому пришлось занятся программированием. Так что переоценивать меня низзя...
Nick_Crak>Вот ссылка Перспективные ЖРД России почитайте ее и остальные материалы журнала -журнал интереснейший.
Пока Старый не написал здесь опять что-то (ой напоминает он мне одного персонажа из ru.aviation...) давай я напишу свое мнение по этой статье.
Начнем издалека. Для себя я сформулировал такое понятие как "концепция конструкции". Это нефогрмальное и сугубо мое понятие
. Мне кажется, что такая концепция существует при разработке и сознательно, подсознательно ли, разработчики сначала отталкиваются от нее, а затем уже от требований заказчика и пр. Это как бы тот критерий оптимизации, по значению которого стараютсяч получить максимум у оптимизационной функции. Например, есть ЖРД разработанные с концепцией максимальных параметров (для своего времени естественно). Это IMHO например РД-107/108, F-1, РД-0120, РД-170 — в них выжато все, что позволяет время разработки.
SSME разрабатывался исходя из концепции многоразовости.
XRS-2200 — многразовый линейный ЖРД внешнего расширения.
Есть и нетехнические концепции. Покойный ВА-2 создавался исходя из стремления максимально удешевить его производство. Отсюда и отсутсвие ТНА и внутреннего охлаждения КС и как следствие этого низкое Pк, вытеснительная схема, композитная КС и баки, перекись водорода в качестве окислителя.
Мне кажется, что авторы упомянутой статьи выдвигают идею ЖРД, кот-й позволяет произвести спасение ПН. Мне конечно трудно спорить с регалиями авторов (см. выше), но... есить парочка моментов, кот-е мне не нравятся. Фактически для меня как выпусника каф. ЖРД эта статья звучит как "назад в 60-е ради медленных переходных процессов при отказах". И это для меня сильно непонятно... ВедьСАС, кот-му нужно время стоит на единственной РН Союз и то только в пилотируемом варианте. Для запуска спутников САС неиспользуется, так как это очень и очень не выгодно и сложно. Т.о. при отсутствии САС не имеет значения — происходит ли разрушение КС быстро или достаточно для регистрации переходного процесса — и так и эдак это фатальный для спутника отказ. А массу ПН снижением удельных параметров ДУ мы снизим, соотв. повысится и стоимость выведения.
Не совсем красивым также является подбор фактов для иллюстрации важности проблемы. Упоминается катастрофа Челленджера, но как то за кадром остается тот факт, что отказ был в РДТТ, а не ЖРД, да и авария не была мгновенной — ее при надлежащем контроле можно было диагностировать. Вообще, я не припомню в последнее аварий серийных РН (не на ЛТИ) по причине отказа ЖРД 1-й или 2-й ступени (а это как раз высокнагруженные в отличие от предлагаемых ЖРД) из-за, скажем, прогара КС или газовода, т.е. именно тех отказов о кот-х говорят авторы. Двигатели достаточно отработаны и имеют довольно высокую надежность в несколько 9 после запятой. Более того, авторы не упомянули (хотя может это произошло после публикации статьи, нет времени сводить хронологию), что один из самых нагруженных в смысле газодинамических и термодинамических параметров двигатель SSME при одном из полетов Колумбии пережил без серьезной аварии пробой охлаждающей рубашки (sic!) (пробой, а не прогар. Если не в курсе — там вышибло штифт, кот-м заглушили неисправную форсунку и этот штифт пробил внутреннюю рубашку КС. Вот пример влияния концепции многоразовости на общуюю надежность ЖРД
) !!! Он отреагировал снижением тяги, но не взорвался. Конечно, если бы не водород, то еще не известно чем бы это закончилось, но факт остается фактом — SSME именно тот ЖРД, кот-й авторы относят к опастным из-за его высоких параметров.
Вобщем при первом прочтении у меня сложилось мнение что это просто публикация для списка к диссертации, этакое интеллектуальное упражнение. Концепция изложенная в статье мне не нравится. Но с другой стороны это мое сугубое IMHO.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]