Profy
Если я правильно понял то для каждого типа планера момент наступления этого эфекта разный.
- Да, конечно. Но число этих типов не столь уж велико в современной мировой авиации. И сходства (аэродинамического) гораздо больше, чем различий. Так же как например, похожи гидродинамически акула и дельфин, хотя животные совершенно разные внутренне. Там природа подбирает оптималные варианты, здесь - аэродинамики, путём расчётов, продувок, моделирования. Законы природы, не обойти их, не объехать.
Таким образом не является ли верным, что допустим для планера типа СУ-27, скорость появления эфекта будет одной и той же каждый раз???
- Да, значения сильно различаться не будут. Но, разумеется, для каждого самолёта - некоторые свои особенности.
И не заложена ли в систему управления автоматическая компенсация эфекта???
- Если не поленились сделать.
В идеале, на всех скоростях одному и тому же усилию на ручке управления должна соответствовать примерно одна и та же угловая скорость изменения тангажа (или крена). Тогда лётчику-истребителю не потребуется уделять этому лишнего внимания, например, во время воздушного боя (нет там "лишнего" внимания, там сплошной его дефицит). Поскольку механических систем управления на современных истребителях нет, и все усилия на ручке управления только имитируются специальными загрузочными механихмами, значит, нет никаких проблем автоматически вводить число М в управляющий блок, и на заданных трансзвуковых значениях М менять по исзвестному закону, полученному аналитически и в ходе лётных испытаний, - например, автоматически менять передаточное число на управляемом стабилизаторе в зависимости от текущего М - хоть каждые несколько секунд.
На поперечном управлении на трапецивидном крыле трансзвуковой диапазон сказывается в меньшей степени, хотя там - свои заморочки, но также возможно автоматическое регулирование.
Вообще - это вопрос к Zeus'у и др. товарищам. Придут - расскажут в стихах...