И еще немного инфы, способной быть пищей для ума.
Sweetman, Bill. Advanced Fighter Technology. Osceola, WI, USA: Motorbooks, 1987.
Twice the size of the Mig-21 but smaller than the Phantom, the Mig-23 was developed as a long-range fighter to emulate the radar and weapon capability of the F-4.
The F-4’s positive qualities were emulated in the fast, long-legged and heavily armed MiG-23, designed in 1964-65, flown in 1967 delivered to service units in the early 1970s. But the Phantom’s weak points were both reflected and magnified. The Mig-23’s swing-wing configuration, excellent for payload and range, was extremely poor for maneuverability. With wings swept fully aft, the Mig was highly stable and had the turning performance of a freight train. Any tendency to nose down was balanced by a downward push from the tail. In theo-ry, a swing-wing plane should be able to maneuver with its wings at intermediate sweep; in practice, the only swing-wing that can do so is the Grumman F-14. The aerodynamics of intermediate sweep are very complex; despite drastic modifi-cations the Mig-23 is very limited in that configuration.
Another major and unfixable fault is the Mig-23’s cockpit. It is faired clo-sely into the lines of the fuselage, with a long radar nose extending ahead of the widshield. The location and size of the cockpit strictly limit the pilot’s view of the outside world. The problem is compounded by the air intakes for the engine; their massive ramps block a substantial part of the pilot’s rearward, downward and lateral view
Vietnam experience also revived interest in survivability. It had been as-sumed that most missile hits would destroy a plane. It appeared, however, that a plane was often just sprinkled with fragments which might or might not hit some-thing vital. In the post-Vietnam era, Western designers used computer models to determine what damage a given hit might cause, and arranged internal components to reduce the chance of a single warhead explosion to cause an uncontrollable fire or make the plane unflyable. But the Mig-23’s designers, in their quest for range, had wrapped fuel tanks around the inlet duct, and even around the front half of the engine, ensuring that a hit from any direction on the center fuselage would spray fuel onto the hot metal of the powerplant.
Вдвое больше МиГа-21, но меньше Фантома, МиГ-23 был создан в качестве истребителя с большим радиусом действия с радаром и вооружением, не уступающим Фантому. Положительные качества Фантома были воспроизведены в быстром и хорошо вооруженном МиГе-23, способном летать далеко. Эта машина была сконструирована в 1964-65 гг, впервые полетела в 1967 г, и стала поступать в войска в начале 70-х. Но слабые стороны были также повторены и даже усилены. Крыло изменяемой геометрии, примененное на МиГ-23, великолепное для обеспечения большой грузоподъемности и дальности полета, никуда не годилось в целях маневренности. С крыльями в крайнем заднем положении, МиГ был очень стабилен и мог маневрировать не лучше грузового поезда. Любая попытка опустить нос нейтрализовалась давлением вниз в хвосте. По теории, самолет с изменяемой геометрией крыла должен быть способен маневрировать с крыльями в среднем положении; но на практике, только Ф-14 может делать это. Аэродинамика среднего положения очень сложна и несмотря на радикальные изменения, возможности МиГа-23 очень ограничены в данной конфигурации.
Другой крупной и неисправимой проблемой у МиГа-23 была его кабина. Она хорошо вписана в контуры фюзеляжа, с длинным носом радара, выдающимся вперед перед лобовым стеклом. Размещение и размер кабины сильно ограничивают видимость из кабины. Массивные воздухозаборники двигателя блокируют значительную часть поля зрения пилота, еще более усугубляя проблему.
Опыт войны во Вьетнаме возродил интерес к выживаемости самолетов. Первоначально считалось, что подавляющее число попаданий ракет приведет к гибели самолета. Однако, оказалось что часто самолет был только осыпан осколками, которые могли поразить важные части самолета или пройти мимо.
В послевьетнамскую эру, конструкторы начали использовать моделирование на компъютерах чтобы определить какие повреждения могли вызвать конкретные попадания и стремились расположить внутренние системы и механизмы так, чтобы уменьшить уязвимость самолета от пожара и потери управляемости, вызванных взрывом ракеты. В своей погоне за дальностью полета, конструкторы МиГа обернули топливные баки вокруг ‘inlet ducts’ (каналов воздухозаборников - ?) и даже вокруг передней половины двигателя, что привело к тому, что при поражении средней части фюзеляжа с любого направления, горючее разбрызгивалось на горячий металл двигателя.
Это сообщение редактировалось 06.05.2004 в 07:20